(15-09-2014 08:37)auto-master : вот и вернулись к изначальному вопросу: на 5-й момент меньше, чем на 4-й. Почему износ должен быть больше?
А вот здесь Вы не правы!
Дело в том, что для оценки величины нагрузки на детали КП при
равномерном движении на разных передачах следует отталкиваться от обратного:
момент сопротивления движению автомобиля (аэродинамического, качению колёс, сопротивлению подъёму) должен быть равным переданному на
ведущие колёса моменту по цепочке: коленчатый вал двигателя (величина переменная, зависящая от степени открытия дроссельной заслонки (нажатия на педаль газа) и оборотов двигателя) - коробка передач (изменяющаяся в соответствии с передаточными числами передач) - главная передача (в большинстве случаев величина постоянная, но в последнее время на многоступенчатых КП уже не всегда, но для упрощения принимаем постоянной (Октавия Тур).
Что мы имеем: двигаясь при
неизменной скорости и включая повышенную передачу, с 4-й (i=1.00) на 5-ю (i=0.80 - для примера ), мы уменьшаем величину крутящего момента на ведущих колёсах из-за уменьшения передаточного числа в коробке передач (в нашем примере на 20%). Чтобы скорость автомобиля при этом не упала, мы нажимаем на педаль газа сильнее: двигатель (работающий теперь к тому же ещё в более невыгодных для себя условиях - на более низких оборотах - должен выдавить из себя больше крутящего момента (в нашем случае на 25%: 0,80 х 1,25 = 1,00) и отправить его уже увеличенным по той же цепочке: коленвал-КП-ГП-ведущие колёса. Теперь понятно, почему именно детали коробки передач и двигателя в данной ситуации оказываются наиболее нагруженными? Если двигатель не сможет этого сделать - скорость начнёт падать и прийдётся включить передачу пониже. При разгоне помимо этого необходимо ещё больше момента - т.е. ещё сильнее давить на педаль газа - и ещё сильнее нагружать двигатель и трансмиссию.
Нечто подобное (хотя как бы "от обратного") для понимания процесса происходит при знакомой всем водителям автомобилей с механической коробкой передач ситуации, когда при въезде на подъём на 5-ой передаче автомобиль вянет, несмотря на педаль газа в полике, на 4-ой тянет на 2/3 газа, а на 3-й преодолевает его играючи, в полпедали. Момент на ведущих колёсах (и ШРУСах) для преодоления подъёма при одинаковой скорости нужен будет одинаковый, а вот на коленчатом валу, сцеплении и первичном валу коробки - разный. Кстати, в полном соответствии с вышеизложенным, проявляет себя и буксующее сцепление, давая знать о своей пробуксовке (т.е. о нагруженности) ранее всего на высших передачах.