В настоящее время при производстве бензинов, присадки вводится в больших количествах практически всегда с единственной целью – повысить октановое число. Появились и стали повсеместно применятся присадки более щадящего действия на основе ароматических углеводородов и железосодержащей органики. Первые, и самые распространенные из них - МТБЭ (метилтретбутиловыйэфир с октановым числом 116) и ЭТБЕ (этилтретбутиловый эфир с октановым числом 11
. Бензин с такой добавкой имеет очень резкий не характерный запах. На заправках его иногда неправильно называют синтетическим бензином, возможно, преднамеренно вводя автовладельца в заблуждение. Низкооктановую, зачастую прямогонную, фракцию смешивают в громадных пропорциях (до 20%) с МТБЭ и получают 92-95 сорт бензина. Главное преимущество этой добавки заключается в ее низкой токсичности и невысокой цене, которая не ведет к удорожанию бензина. К недостаткам относится низкая стабильность полученной смеси и, главное, это ощутимо каждым водителем, снижение мощности и увеличение расхода топлива. Ухудшение рабочих характеристик таких топлив происходит вследствие замещения в рабочей топливовоздушной смеси части бензина на присадку с низкой теплотой сгорания. Теплота сгорания присадки на 30% ниже бензина, поэтому ее, например 20 % содержание в бензине снижает мощностные и топливные показатели на 6%.
МТБЕ (метил-трет-бутиловий ефир) - присадка (топливный компонент) которая позволяет снизить неравномерность распределения детонационной стойкости бензинов во фракциях, уменьшить нагар при сгорании топлива и увеличить октановое число. Проще говоря, после первичной разгонки нефть расслаиваеться на тяжелые (сера, битум), темные (мазут, ДТ) и светлые нефтепродукты (бензины), потом уже при вторичной переработке с помощью каталитического крекинга и других процессов светлые нефтепродукты расслаивают в зависимости от содержания в них октанового числа. Тут, при определенных условиях, и добавляют присадки в основном это МТБЕ и БВД (безольно-высокооктановая-добавка) которые и дают А-98, А-95 и т. д. При соблюдении технологических процессов эти присадки действительно позволяют избежать эффека "завихрения", когда в клапанах при скорости сгорания топливной смеси более чем 30 м/с она не успевает прогорать полностью и нагарает. При этом идет перегрев и повышенный износ двигателя. Если же МТБЕ будут бодяжить на АЗС, что часто и происходит, делая из 76 92, то при смешении разных добавок, которые уже есть в 76, произойдет повышение октана, но и уменьшение детонационной стойкости, что приведет к ненормальной работы двигателя, особенно на высоких оборотах.
Другая, и наиболее популярная группа добавок, изготовлена на основе карбонильных соединений железа и марганца. К ней относятся ГЦТМ (циклопентадиэтилтрикарбонил марганца) и, давно известные, ферроценны (дициклопентадиенилжелезо) и пентакрабониловое железо Fе(СО)5. Такие добавки очень эффективны и не уступают пресловутому тетраэтилсвинцу, и главное что они безвредны для окружающей среды. Мизерные концентрации (1 к 1000) позволяют получить высокооктановые сорта даже из 76 бензина. Главным недостатком первой, является нестабильность под воздействием света, второй - вредное воздействие на двигатель. После сгорания ее продукты осаждаются на изоляторах и электродах свеч, ухудшая их диэлектрические свойства и ведущие к перебоям в зажигании. Изменяется тепловой режим свечей зажигания, они перегреваются становясь инициатором калильного зажигания.
Такой бензин легко идентифицируется по красному налету на свечах после не продолжительной эксплуатации автомобиля. Помимо влияния на процесс поджига, продукты сгорания, имеющие абразивные свойства, увеличивают износ двигателя. И, хотя мощностные и экономические бензины с ферроценами не ухудшаются, применение их не следует считать оптимальным из за снижения ресурса двигателя.
PS Натягал с форумов