(03-03-2017 20:49)shurken : Какое отношение имеет самоочистка к калильному числу? Да и не умеют свечи самоочищаться.
Примерно такое:
"«Горячие» свечи — те, которые используются на двигателях, в которых есть необходимость достигать температуры, при которой происходит
самоочистка от нагара при довольно небольших тепловых нагрузках. Если использовать на таком моторе свечи, которые будут «горячее» установленных, возникнет калильное зажигание.
«Холодные» свечи — применяются в случае, когда необходимо добиться меньшего температурного режима калильного зажигания при пиковых нагрузках двигателя.
Такие свечи не будут достигать температур, при которых происходит самоочистка от нагара, поэтому уже очень скоро придут в непригодность."
На сайте NGK сие "озвучено" так: "Для оптимального действия свечам зажигания требуется специальное температурное окно. Нижняя граница этого окна составляет 450 °C температуры свечи зажигания,
так называемой температуры самоочищения. Начиная с этого температурного порога на вершине изолятора начинают сгорать скопившиеся частицы сажи. Если рабочая температура долгое время сохраняется на более низком уровне, возможно отложение электропроводных частиц сажи, вследствие чего напряжение зажигания утекает через слой сажи на массу автомобиля, вместо того, чтобы образовывать искру."
Лично видел как люди холодные свечи в жигули тулили, а потом матерились что свечи долго "не живут" - приходилось часто чистить вручную до перехода "на горячие" (холодному двигуну - горячие свечи и наоборот). Причем "холодным" двигун может быть не только из-за конструктива (про холодные и горячие двигатели - это не образно - гуглим по желанию, в моём представлении практически все атмосферники - холодные, всё турбированное - горячее), а еще из-за режима эксплуатации (например много старт-стопов и мало пробега), температурных условий эксплуатации, связанных с климатом; настроек систем впрыска и зажигания и т.д (из того, что по памяти вспомнилось, остальное каждый сам додумает). Я на свой "холодный" AKL ставил более холодную NGK (от горячего двигателя) с уменьшенным зазором (0ю8мм проти 1мм) после перехода на ГБО - оно работает, самоочистки хватает.
Калильное число характеризует возможность обеспечения температурного режима работы свечи, а уже от реализованного температурного режима зависит и предотвращение нежелательного калильного зажигания и возможность самоочистки изолятора, т.е. калильное число - неоднозначный параметр. Подробней здесь:
https://www.ngk.de/ru/tekhnika-v-detalja...teristiki/ - всего три коротких абзаца ("Оптимальное температурное окно","Калильное число" и "Теплоотведение и тепловой поток"), а общее между ними - длина юбки изолятора, состав керамики, теплопроводность отдельных элементов конструкции, т.е. чистейшая "теплотехника".
А еще есть скользящий разряд -
http://femto.com.ua/articles/part_2/3688.html . При помощи этого вида разряда также происходит очистка керамики изолятора.
На сайте NGK данный процесс описан так "Независимо от фактической рабочей температуры, в кольцевом зазоре между средним электродом и изолятором происходят электрические разряды. Они удаляют возможно имеющиеся частицы копоти и, таким образом, гарантируют, что напряжение зажигания не отводится..."
Как раз кстати (раз уж упомянули калильность и температуру).
Про миф о лучшем искрообразовании одноэлектродных свечей (в разрезе холодный\горячий двигатель).
Использование двух-трех-четырех боковых электродов, помимо увеличения ресурса свечи, создаёт предпосылки для более эффективной самоочистки изолятора у холодного двигателя за счет более однородного эл поля в которое помещен изолятор (у горячих двигателей самоочистка решается температурой). Придумано не мной, взято то ли с сайта NGK, то ли сайта другого именитого производителя в контексте инновационности применения "многолепестковости".
Поэтому медно-никелевые многоэлектродники для холодных двигунов делались и, наверное, будут делаться и далее. Практического смысла лепить платину с иридием нет потому как нет тех давлений и температур шо присущи турбированным (читай нет пропусков зажигания), плюс 50-60тыс у многих на бензине они легко выкатывают (что сравнимо с 40тыс ресурса иридиевой серии у которых только напайка центрального электрода иридиевая, а боковой электрод никелевый и это как бы бюджетная свеча для турбомоторов, в премиум сегменте "благородными" являются оба электрода ).
Не я один (сужу по бортжурналам) отметил отсутствие каких-либо изменений в работе моего атмосферного AKL при переходе со стоковой медно-никелевой трёхлепестковой NGK на платиново-иридиевую Denso. Случаи, когда подобным переходом устраняли проблемы неудовлетворительного состояния системы зажигания не в счет (да и фиг докажешь).
Поэтому откуда взято предубеждение против многоэлектродников мне непонятно. Каждой свече - своя ниша использования. ИМХО.