(31-01-2017 10:43)SergM : 1. Будь-яке джерело що здатне віддати на АКБ зарядний струм (тобто більший від струму саморозряду) буде його заряджати. Одне питання – як [довго]?
"буде його заряджати" - как бы не так, до "як [довго]" может и вовсе не дойти. Поясняю.
В АКБ протекает более 60 хим реакций, происходит механическое перемешивание электролита, есть потери на границах сред, альфа и прочие модификации свинца т.д. Где-то в недрах ниженазванного сайта Вы сможете обнаружить сведения о том, какая часть тока идёт непосредственно на заряд, а какая - на другие, вспомогательные цели (и зарядная часть не такая уж и значительная). Помимо этого: для того, чтобы начался именно заряд - необходимо соблюдение определенных условий, требование заряда стабильным током в размере десятой части ёмкости озвучивается далеко не просто так. Микротоками заряд не сделать, но можно получить закупоривание намазок и хорошо засульфатированную батарею - это практически многократно доказано (почему этого не происходит со стартерными батареями в бортовой сети - скрыто в режиме эксплуатации).
Кстати про "як [довго]" вспомнилось о том, почему не рекомендуется производить зарядку при пониженных температурах - причина банальна - значительная часть получаемой энергии уходит не на заряд, а на попытку перемешивания электролита, т.е. до переноса заряда дело не доходит.
По этой же причине (снижение скорости хим реакций с понижением температуры) связаны и рекомендации по хранению батарей: хранить надо заряженными, в холоде, при пониженной влажности. Холод обеспечит самый низкий саморазряд.
Есть хорошая физическая аналогия для свинцовых батарей - это дырявое ведро.
Влить при проведении КТЦ (за счет времени) 60Ач труда не составляет, а вот снять влитые 60Ач - это уже проблема и весьма распространенная. Это хим источники тока - много разных реакций, разных по структуре веществ и т.п. - для меня всё это сложно. Хотите предметного диалога с гуру, рекомендую их искать там -
http://electrotransport.ru/ussr/index.ph...board=73.0
(31-01-2017 10:43)SergM : 2. Якщо ми ставимо АКБ більшої ємності то вона за тих же умов від постійної напруги буде заряджатися довше – бо ...
По поводу дольше-быстрее: возьмите два одинаковых резистора, подключите к стабилизатору напряжения сначала один из них и измерьте ток. Повторите опыт, подключив параллельно первому резистору второй - измерьте ток.
Мысленно замените "стабилизатор напряжения" на "генератор" в устоявшемся режиме на некоторых стабильных оборотах двигателя, а "резисторы" замените на "батареи". Так стало понятней? Ток зарядки в случае с одной и двумя батареями будет разным (при идентичности параметров батарей будет отличаться примерно в два раза), но вот время зарядки при параллельном подключении не изменится.
Если мысленно не получается, значит надо или поверить на слово или провести собственные измерения (мне о результатах можете не сообщать, как и про то, что заменять резисторы на батарею неуместно).
Про время заряда: заряжаться будет примерно настолько, насколько сумели разрядить. Съел запуск 1Ач, сумеет, в лучшем случае, назад столько и взять. Если батарея была предварительно заряжена стационарным устройством, то в бортовой сети она, после первых запусков, вообще ничего не возьмёт от генератора. А "потому что потому" - нет условий, генератор ограничен регулятором напряжения.
Чтобы "взяло" - надо определенный ток, но задрать напряжение нельзя.
(31-01-2017 10:43)SergM : Тобто за рівних умов генератор більшої потужності має забезпечувати більший вихідний струм
Если Вам технические данные, заявленные производителями генераторв не указ, то зачем всё это? Я не производитель и не разработчик. Мне теория интересна только когда нет практики, когда есть практика, то непринципиально. Повторяю: у Bosch\Valeo есть генераторы такого примерного вида (по соотношению токоотдачи на 1500-1800rpm холостого хода и при 6000rpm на валу генератора) как: 36A\80A 34А\90A 40A\115A 25A\140A Почему так? Задавайте вапросы по адресу (т.е. не мне). Обратите внимание на несущественность разницы в токоотдаче ХХ для указанного ряда и то, что основным источником энергии для генератора является механический привод двигателя, ток возбуждения у разных генераторов выбран разным и составляет от 1 до 3 процентов от тока номинальной токотдачи. Линейности нет даже близко, за то есть, вероятно, какие-то соображения конструкторов (может ток через щеточный узел снижали, а может ... им видней, мне неизвестно).
(31-01-2017 10:43)SergM : 4. Максимальна бортова напруга 14,4...14,6В вибрана таким чином, щоб досягати 100% заряду АКБ десь у практичній нескінченності.
Издеваетесь? Я ссылки на сорокинский сайт зачем давал?
Напряжение ограничено для предупреждения выкипания батареи, т.е. для сохранения ресурса.
И по этой же причине все генераторы термостабилизированы и все снижают напряжение с определенным температурным коэффициентом (5 -10мВ на градус Цельсия). Напряжения выше 14.5 используются вообще только с кальцием и только для городского цикла и далеко не всеми производителями, да и кипит кальций вовсе не хуже, но тише, т.е. менее заметно (стестоскопом слушать приходится).
По данному вопросу более не дискутирую, все давно изучено и опубликовано.
(31-01-2017 10:43)SergM : Хотілося б отримати коментар з приводу дизельних авто, що у рівних комплектаціях з бензиновими (одного виробника) зазвичай мають АКБ більшої ємності та генератор більшої потужності.
Потрудились бы привести примеры в виде связки "объем двигателя-потребный\паспортный пусковой ток - емкость батареи - токоотдача генератора" - я бы прокомментировал, а так Вы мне предлагаете выполнить всю работу за Вас? Комментария не будет ввиду беспредметности разговора.
Могу предложить общую информацию для размышления в виде цепочки:
- дизель - значит предположительно нужен больше потребный пусковой ток батареи для работы стартера ( не имеет смысла обсуждать какие-то мифические двигуны, если обсуждать, то предметно. В Эльзе можете глянуть потребные пусковые токи для разных двигунов и мощности генераторов и емкости батарей);
- если надо бОльший пусковой ток, то надо увеличить активную площадь намазки;
- бОльшая активная площадь намазки (при классическом варианте построения батареи) - это бОльшая площадь пластин, т.е. габариты и ёмкость батареи будет вылазить как побочный эффект при стремлении получить потребный пусковой ток.
Но нынче научились применять распушители и прочие технологии, которые позволяют увеличивать площадь\пусковой ток при практически тех же размерах батареи в ущерб ресурсу, например просто увеличивая количество пластин, снижая толщину намазки и свинца (по итогу внутри все всё нежное и хрупкое, а если сделано кривыми руками, то и недолговечное).
Начинка современных батарей уже похожа на AGM по плотности заполнения - кто хочет, откройте пробку в банке обслуживаемой батареи с 600-700А пускового, гляньте на плотность упаковки, а потом сравните в такой же батареей, но с меньшим пусковым током в таком же по размерам корпусе с аналогичной ёмкостью. В увиденной картинке будет часть озвученных ответов.
В остальном смотрите на мантры, там всё сказано. Батарейка в 60Ач с 600Ач по DIN крутанет не хуже нежели батарейка в 85Ач с теми же 600Ач. Но первая будет иметь меньшее количество попыток запуска (попытки ограничиваются разрядкой батареи до нижнего допустимого уровня по просадке напряждения - сначала перестанет работать электроника, а потом и стартер уже не крутанет - это обеспечивается параметром "ёмкость"). Примерно можете посчитать разницу, используя следующие данные: для лета один запуск 1Ач, для зимы 5Ач (всё утрировано и без привязки к конкретной машине, для объемов малолитражек). 25Ач - это примерно 25 запусков летом, 5 зимой, выражено в попугаях - кому интересно, то берутся приборы и замеряйте на конкретной машине (обобщенно не работает, сильно зависит от состояния двигателя, стартера, батареи и других, "дофига с плюсом", факторов).
И еще: первая батарея очевидно будет иметь меньший ресурс ввиду конструкции (удельная масса свинца снижена, а свинец у нас это - активное вещество).
Исходя из сказанного выше я уже рекомендовал и рекомендую: при покупке не гнаться за максимальным пусковым током с одного и того же объема корпуса батареи, а обратить внимание на батарею с максимальным весом (хотя и вес, при этом, не может быть единственным критерием выбора).
Как одно из доказательств сказанного - обратите внимание на то, что варто-боши не пытаются делать то, что делают весты, амеги, исты и прочие. Кому надо бОльший ток, тот покупает бОльшую батарею (по размерам и весу).
"Лишний" запас по пусковому току облегченных батарей - это усиленный износ стартера и большая нагрузка на изнеженные пушистые пластинки. В результате хотелось как лучше, а батарею уже пора утилизировать.
PS: всё сказано, желающий увидеть - увидит. Далее читатель, неинтересно.