Всем здрасте.
Давно хотел поменять лампы в дополнительном стоп-сигнале на своем Туре, но никак не доходили руки. Сразу скажу, что менять нужно. Хотя бы потому, что эти мелкие лампочки - головная боль - куда не гляну - вижу Туры с не горящими лампочками, как будто выбили зубы. При этом проблема, как я понял по своему опыту - не в перегорании ламп, а в плохом окисляющемся контакте. Полез, разобрал, почистил. Собрал - горят все. Только поставил на заднее стекло - одна-две перестанут гореть. Опять лезь и шатай лампочки.
"Колхозить" со светодиодной лентой не хотел по следующим причинам:
- готовые ленты питаются от 12 В, а в машине - до почти 14 В ("привет" доп. гасящему резистору, при этом при запуске двигателя оно проседает и яркость светодиодов будет не постоянной;
- хотелось сохранить оригинальный внешний вид, т.е. "ячейки" светоотражателя.
Поэтому я остановился на покупке отдельных красных светодиодов (5 мм) высокой яркости с большим углом - все же стоп-индикатор - это безопасность. При этом большой угол обзора даст "работу" светоотражателям и внешний вид света как у родных лампочек.
Для стабилизации яркости я решил "не колхозить", а использовать уже проверенную мною (ещё на Таврии
) годами схему понижения и стабилизации напряжения на микросхеме 34063. При этом светодиоды включаются последовательно по N штук, а полученные "гирлянды" - параллельно через балластное сопротивление (чтобы учесть разброс параметров светодиодов). Значение N выбирается так, чтобы полученное суммарное напряжение "гирлянды" было меньше "провалов" бортовой сети - порядка 7-8 В (чтобы стабилизатор таки стабилизировал). В оригинальном дополнительном стоп-сигнале имеется 13 ламп, что никак на ровное число светодиодов не делится. Поэтому я использовал "слепые" светодиоды в количестве 2 шт. Т.е. в самой схеме установил 5 гирлянд по 3 светодиода в каждой, но 2 "лишних" просто повернул в закрытую область стопа (другая возможная комбинация - 4 гирлянды по 4 светодиода привела бы к большему числу "слепых" - 3-х шт). Ставятся "слепые" светодиоды именно для того, чтобы у всех 13-ти светодиодов были практически абсолютные идентичные условия работы (применение балластного резистора для "лишнего" светодиода приведет к тому, что он будет дольше всех светиться после отключения напряжения - это десятки или сотые доли секунды, но на глаз будет заметно).
Собственно для всего этого дела я сперва снял дополнительный стоп-сигнал (для этого сперва как написано в Руководстве по эксплуатации автомобиля для замены лампочек снял заднюю заглушку с лапочками, отсоединил разъем, а потом снял и оставшуюся часть стоп-сигнала, которая освобождается нажатием с обоих краев плоских пружинных пластин и аккуратно съезжает с "рельс" в сторону низа стекла.
Вынув с "заглушки" все лампочки и 2 контактные группы, под неё развел в Sprint Layout платку под SMD-элементы, используя при этом имеющиеся углубления в заглушке - я не приверженец деструктивных мер и у меня до сих пор имеется возможность все вернуть обратно и сделать оригинальный стоп-сигнал на лампочках (но зачем :lol
.
При разборке, кстати, обнаружил ещё один минус лампочек - светоотражатель в некоторых местах (соприкосновения с лампочками) оплавился.
Сразу напишу, что если будут желающие это повторить - то выложу саму плату в формате Sprint Layout и схему.
Протравил, запаял, подобрал (рассчитал) резисторы для стабилизатора 34063 (ещё уточню, что использую эту микросхему ещё и потому, что помимо стабилизации напряжения она имеет возможность ограничения максимального тока, который я тоже использую для ограничения тока светодиодов). Запаял светодиоды и... Что получилось - смотрите сами.
P.S. Единственный минус светодиодов в стоп-сигналах (любых - основных или дополнительном) - это то, что зимой они холодные и снег на сигналах не тает, как на обычных сигналах, построенных на лампах накаливания. Но такой ли уж это и большой минус - решать каждому самостоятельно.
Вот тут видно 2 "слепых" светодиода сзади платы:
Ну и вот он горит (фотографировал сбоку, потому как спереди просто засвечивает
)
Фотография стоящего на машине переделанного дополнительного стоп-сигнала на данный момент находится в самом автомобиле на фотоаппарате
)