Всем мерзлякам - моё Вам "здрасте".
Сага будет длинная. И если вы здесь - значит вам тоже холодно на Туре зимой на холостых. Старые машины обсуждать не буду, КПД их моторов и тд. - с этим разобрались.
Вчера для себя решил поставить точку и разобраться в работе термостата, регулятора, перекидки клемм и тд.
Вводные:
Термостат - новый.
Печка - чистая, патрубки греются равномерно.
Привода заслонок обдува - исправны.
Обороты Х.Х. - сток. (не поднимал специально, для чистоты эксперимента).
Тест проводил при 0 градусов за бортом.
7 и 9 клеммы потенциометра регулятора печки перекинул. Теперь уже навсегда. Объясню почему.
Завел авто, подключил Васю, начал мониторить прогрев.
В 131, 132 и 134 измерительных группах наглядно видим:
температуру ОЖ на выходе из блока
номинальную температуру ОЖ на выходе из блока (заданную регулятором печки)
температуру ОЖ на выходе из радиатора
температуру масла двигателя
вольтаж, подаваемый на догреватель термостата
статус открытия в процентах термостата
С перекинутыми наоборот по отношению к стоку клеммами регулятора имеем следующие параметры НОМИНАЛЬНОЙ (задаваемой температуры ОЖ в блоке) по часовой стрелке:
от 8:00 (полный холод) до 12:00 - 94,5 градуса
от 12:00 (комфорт) до 14:00 - 99.5 градуса
от 14:00 до 16:00 (жара) - 109,5 градуса
По окошку вольтажа и рабочего цикла термостата видим, что:
- Регуль на 20:00 - на термостат подается 4,5 Вольт. Догреватель включен. Термостат открывается. Подтверждение этому - меняется разница температур. Заметно, как ОЖ пошла по дальнему кругу через радик. Тепмер падает до 95 град.
- Регуль на 12:00 - вольтаж падает до 2,5 Вольт. Устанавливается номинал в 99,5 град, температура в блоке растет до 100-ки.
- Регуль на 16:00 - на термостат подается 0,5 Вольт (догреватель отключен, термостат закрыт, работает чисто механически. Оригинал BEHR открывается на 105 град). НО! В этом положении, номинал устанавливается на 109,5 град! И о фантастика - темп блока растет до 109,5.
Если клеммы вернуть в сток - все станет с точностью до наоборот. И положение регулятора тоже. Что выходит за грани разумного. И тест в движении это только доказал.
Читал я и о так называемых "тонких патрубках" печки и тд. Кто-то пережимает слегка шланг, идущий на обогрев масла, мол, и так достаточно, а на печку больше пойдет...
При вышеизложеных вводных, выявил:
при прогреве мотора на Х.Х. с 0 до 40 градусов, необходимо 7 минут. Температура масла при этом только 7!!! градусов. При 60 град ОЖ (13 мин прогрева) масло выходит на 9 градусов. И тд. Тоесть, масло греется и так очень медленно. До рабочих 100 град прогрелось за 15 км езды по бориспольке. Представляю, что при -20 творится. Если вы ездите на работу с меньшими дистанциями, я бы на зиму лил толь нолевку.
Что еще интересного. Стрелка на приборке устанавливается на 89..90 уже тогда, когда ОЖ еще только 75 градусов. Если начать движение, то в рабочий номинал движок выходит только на 20й минуте движения.
Еще одно: независимо от заданного номинала, даже на минимуме 94,5 град, при нагрузке (интенсивный разгон), на термостат подается вольтаж и он мгновенно открывается.
По всему вышеизложенному я сделал вывод, что перекинуть 7 и 9 клеммы - это правильное решение. Так-же желательно на зиму поднимать обороты х.х. Ближе к 800. Как летом с кондеем. Стоковых 640 не хватает, чтоб помпа прокачивала через печку ОЖ. Либо, ставить доп.помпу. И это норма. С завода ставится на многие авто, если они предназначены для продаж в холодных странах. Никакого там сопротивления они не создают в выключенном состоянии. Важно: через штатное реле и активировать программно эту функцию. И все будет качать как в стоке.
Иначе (в стоке) - я представляю, какие издевательства потерпает мотор.
Лето: печка на 20:00. Номинал сразу задается на 109,5 град. Термостат закрыт практически постоянно. Основной жар сбрасывается через радик печки, заслонки которой перекрыты в этом положении (обдува ноль), и тилипанием вентиляторов в городском режиме. Под торпедой лед (кондей) и пламя (печка) одновременно. В пробке все на грани закипания, чуть не трещит от повышеной температуры и часто проскакивает детонация.
Зима: печка на 16:00 (тепла же хотим, да побыстрее). Номинал устанавливается на 94,5 градуса. Тоесть, термостату даем установку заведомо, открыть раньше большой круг. Итог - на Х.Х. печка не греет вообще. Выход мотора в номинал практически постоянно невозможен. Нужно держать 3 тыс об/мин на ходу, чтоб держалась температура около 100 градусов.
Многие пишут: у меня и так греет. Немцы не тупые, все предусмотрели. Ок. Дело ваше. Каждый сделает свои выводы.
Ну, и из этого всего, косвенно можно понять, что "греть машину" по 20 минут на х.х. нету никакого смысла. Так как разбег зависимости роста температур масла и ОЖ до неприличия большой. И именно МАСЛО, хотя бы до 60 градусов, как умники пишут, на холостых будет греться не менее получаса. А то и больше. И это, при 0 градусов на улице.
Ничто, кроме легкой минимальной нагрузки и чуть большего сжигания топлива чем на х.х. не согреет ваш мотор.
По этому: заводим, прогревочные упали и можно потихоньку двигаться до выхода на рабочую температуру, если позволяет обзорность замерзшего стекла). Если нет, ждем. Ничего не поделать.