"
Как получить водительские права в Германии
Цена вопроса от 1000 до 1500 евро.
В Германии, как известно, водители очень вежливые и дисциплинированные. Почём зря не сигналят, правила соблюдают, нетрезвыми за рулём не ездят. Не последнюю роль в этом порядке играет немецкая система получения водительских прав. Я сам прошёл её совсем недавно, получив удостоверение категории "Б" в январе этого года.
Чтобы получить немецкие права необходимо обратиться в любую автошколу. Автошколы в Германии - это частные лавочки. Как и в каждом деле, есть здесь спецы, а есть и дилетанты. Так что выбирая школу следует прежде всего ориентироваться на отзывы тех, кто эту школу посещал. Лучше всего пройтись по нескольким школам поблизости, благо водятся они обычно в большом изобилии, и составить своё собственное мнение о каждой.
Если выбор сделан, то следует подписать контракт на обучение и затем владелец школы или преподаватель расскажут, что делать дальше, чтобы начать занятия. Занятия в школе делятся на две категории: теоретические и практические. К первым можно приступать сразу же, ещё до того, как собраны все документы. Если преподаватель настаивает на том, чтобы сначала были сданы все справки, то значит он буквоед. Лучше выяснить это до заключения контракта. Я начал обучение сразу же, подписав контракт, а документы собирал уже в процессе.
Документы же нужны следующие. Для начала надо сделать тест зрения в любом магазине оптики или у врача. Стоит он около 7€ и делается за три минуты. По результатам теста выдаются справка, в которой указывается, нужны ли будущему водителю очки или он может обойтись без них. Если очки оказались необходимы, то надо их немедленно заказать, без них к вождению не допустят.
Следующий шаг - сделать фотографии в специальном формате. Это можно сделать относительно дорого, но качественно, в любом фотоателье или дёшево, но как получится в фото-автомате. Можно сделать фото нужного формата и самостоятельно, если есть соответствующие умения и фотоаппарат. Всего фотографий понадобиться четыре. Одна для личного дела в автошколе, вторая для анкеты в местных органах власти, третья останется в картотеке водителей полиции, а четвёртая - про запас. Если оказалось, что для вождения требуются очки, то фото можно делать уже с ними, чтобы при предъявлении прав в последствии никто не задавал лишних вопросов.
Затем надо подать в местный орган власти заявление о желании получить водительское удостоверение. К заявлению следует приложить две фотографии и около 25€. Так факт получения прав становится неотвратимым, потому что их изготовят вскорости после подачи заявления. Когда именно водитель их получит - другой вопрос.
Последний документ в комплекте - это справка об окончании курсов первой помощи. Ближайшее место, где их проводят, можно узнать в автошколе или при подаче заявления. Курсы обычно занимают весь день и поэтому проводятся по субботам. На них следует зарегистрироваться по телефону и явиться в назначенное время. Дальше надо слушать и выполнять указания тренера. Сами по себе занятия довольно увлекательные и несложные. Там учат перевязке и искусственному дыханию, рассказывают много интересного, полезного по жизни вообще, а не только для вождения.
По получении всех документов их надо просто отдавать в авто-школу. Между делом следует посещать теоретические занятия. Для получения водительского удостоверения категории "Б" (вождение легковых автомобилей с максимально допустимой общей массой 3,5 тонны) мне пришлось пройти 14 занятий. Хотя в другой автошколе занятий может быть может быть меньше или больше - это уж как преподаватель пожелает. На занятиях готовят будущих водителей к теоретическому экзамену. Происходит это по-разному. Чаще всего преподаватель читает лекции на определённые темы, составляя как бы конспект правил дорожного движения. Иные преподаватели ленятся что-то рассказывать и просто помогают заполнять тренировочные задания. Лучше узнать о том, как именно будут учить теории, до подписания контракта и выбрать наиболее подходящий.
Тренировочные билеты можно купить самостоятельно или заказать в автошколе. Билеты с заданиями меняют каждый год, но сами вопросы остаются практически неизменными. Сдавать экзамен можно на любом языке, об этом предупреждают сразу при подписании контракта. Если выбранный язык не немецкий, то нужно явиться в заведение, ведающее выдачей водительских удостоверений, где следует пройти небольшое собеседование, чтобы объяснить, почему выбран другой язык. Зачем это сделано - не понятно. Говорят в этом заведении обычно только на немецком. Если потенциальному водителю удастся объясниться на немецком, то скорее всего и сдавать он будет тоже на немецком. А если он выбрал другой язык, то объясниться он скорее всего не сможет. Возможно, дело в том, что за то, чтобы экзамен приняли на другом языке, следует дополнительно уплатить 20€ в кассу этого заведения. Но зачем тогда собеседование? Впрочем, в комментариях говорят, что получать разрешение надо не везде. Возможно, это специфика земли Баден-Вюртемберг.
Покончив с бюрократией можно наконец готовиться собственно к экзаменам. Теоретический экзамен представляет из себя заполнение теста на знания правил дорожного движения путём выбора правильных ответов. Кроме проверки знания правил есть и каверзные вопросы, которые позволяют оценить, насколько адекватным будет поведение водителя за рулём. Если реально прорешать все 60 билетов по 30 вопросов в каждом хотя бы дважды, то не сдать будет очень сложно. Хотя примерно 10% сдающих ждёт такая участь. Если теоретический экзамен провален, то сдать его можно уже через неделю, только следует посетить ещё два теоретических занятия в школе. Экзамен, вне зависимости от результата, стоит около 80€.
Сдавать теорию можно трижды. Если на третий раз результат снова отрицательный, то чтобы продолжить попытки, ученику придётся пройти специальный тест на адекватность, прозванный в народе "тест на идиота". Бывает так, что домохозяйки, десятилетия сидевшие дома и смотревшие телевизор, просто теряют способность к обучению. Тест отсеивает тех, для кого попытки узнать что-то новое в этой жизни окажутся бесплодными. Преподаватель заверил меня, что такие люди бывают, хотя и очень редко.
Если "тест на идиота" пройден, то даётся ещё две попытки сдать тест на знание теории. Но тут есть ещё одно ограничение. Если с момента получения первого урока по теории прошёл год, а тест всё ещё не сдан по причине непосещаемости или из-за проваленных экзаменов, то надо начинать всё сначала.
После того, как ученик авто-школы прослушает половину занятий, преподаватель может предложить начать занятия практические. Но слушатель сам волен решать, как ему быть. Многие предпочитают сначала сконцентрироваться на теории, а потом приступать к практике.
Уроки вождения для тех, кто получает права впервые, должны в сумме составлять минимум 20 часов. Из них 4 часа должны быть наезжены ночью, 4 часа по автобанам, остальные - как угодно. Учащийся сам договаривается с преподавателем о графике занятий. Максимальная продолжительность урока - 2 часа. Так что минимум 10 дней придётся поездить. Преподаватель "водит" ученика по тем маршрутам, на которых ему предстоит сдавать экзамен. Главные элементы вождения отрабатываются особо, многократными повторениями. К ним относится пропускание пешеходов на пешеходном переходе. Не пропустить пешехода здесь - самое тяжкое преступление. На экзамене такой проступок карается немедленным его прекращением с отрицательным результатом. Такое же наказание следует за проезд на красный цвет светофора, неполную остановку у знака "Стоп" или у "стоп-линии", создание любой опасности для участников движения или поздняя реакция на опасность. Последнее контролируется очень просто. Экзамен проходит на той машине, на которой ученик проходил практические занятия. Его преподаватель сидит на переднем пассажирском сидении. Если в ходе занятий преподаватель тронет педаль тормоза раньше, чем ученик, то экзамен считается проваленным. Кроме того, для успешной сдачи практики необходимо уметь парковаться задом на парковках между машинами или вдоль тротуаров. Ну и, собственно, ездить, полностью соблюдая правила дорожного движения.
Есть ещё некоторые нюансы, на которых часто "валятся" недостаточно сконцентрированные водители. Например, в начале экзамена, до того, как заводить двигатель, надо обязательно пристегнуться и отрегулировать кресло и зеркала "под себя". При начале движения обязательно включить левый сигнал поворота и оглянуться назад, показав, что водитель полностью контролирует ситуацию. Во время движения на нерегулируемых перекрёстках обязательно надо поворачивать голову направо, чтобы показать, что ученик понимает правило "правый перед левым". Вообще, вертеть головой следует изо всех сил. Экзаменатор не принимает отговорки, что водитель следит за ситуацией по зеркалам.
Практический экзамен длится максимум 45 минут. В конце экзамена обычно следует ещё один теоретический вопрос на понимание устройства управления автомобилем. Например, как включить дальний свет или как проверить, исправен ли стояночный тормоз. Если экзамен сдан, то экзаменатор тут же выдаёт водителю его новое водительское удостоверение и принимает плату за экзамен. Стоит он около 180€. После получения прав остаётся лишь рассчитаться с автошколой и процесс обучения можно считать законченным.
Водительское удостоверение представляет собой цветную пластиковую карточку с данными о водителе и фотографией. Её очень удобно носить в бумажнике и терять вместе с ним. В случае потери, права можно восстановить, обратившись в орган местной власти и уплатив пошлину. Если вдруг понадобится ехать за границу, то в пределах Евросоюза права также действительны. А для того, чтобы ездить по водительскому удостоверению, например, в России, надо получить ещё дополнительные международные права - бумажное приложение с переводом на разные языки. Стоит оно 16€, заказать можно в местной ратуше.
Я брал минимальное количество уроков вождения и сдал оба экзамена с первого раза. Поэтому общие затраты на получения водительского удостоверения категории "Б" составили у меня 1080€. Это и есть минимальная цена затрат на приобретение водительских прав. В среднем же немцы тратят на это дело 1500€.
Экзамены принимают специальные независимые экзаменаторы. Их обычно два-три на регион. Они принимают экзамены во всех автошколах региона. Их невозможно подкупить или разжалобить. Экзаменатор сидит на заднем сидении автомобиля и зорко следит за действиями экзаменуемого. Если экзамен не сдан, то ученик должен немедленно покинуть водительское место и дальше машину ведёт преподаватель. После получения 10 часов вождения можно вновь пытаться сдать практический экзамен. Ограничений на количество проваленных экзаменов по вождению нет.
Если водитель уже имеет права какого-либо государства, то ему разрешается получить немецкие права на льготных условиях. Для каждой страны свои льготы. Например, американские или любые права стран Евросоюза можно просто обменять на немецкие. А вот российские права дают лишь право на сдачу теоретического экзамена экстерном и минимум практических занятий снижается до 10-ти часов вождения. В комментариях подсказали, что при получении той категории, которая уже имеется российские права забирают. А вот если, например, сдаёте только на В, а в России имели ещё и С, то можно после получения немецкого водительского удостоверения забрать в Zulasungsstelle российские, чтобы в дальнейшем подтверждать при желании и категорию С. Я описал в другой статье все водительские категории Германии.
Получить права на вождение автомобиля может любой совершеннолетний житель Германии. Немцы получают права довольно рано. Обычно, водительское удостоверение приобретается в год совершеннолетия на деньги родителей."
Автор - не я