ГАИ решила начать год с жестокой борьбы со взяточниками на дорогах, причем ищут их среди автолюбителей, которые предлагают гаишникам «на лапу».
В Одесской области на днях сотрудники ДПС поймали двух водителей при попытке дать взятку в 200 гривен, и теперь решается вопрос о возбуждении уголовных дел.
По статье 369 УК Украины им грозит штраф до 8,5 тысячи гривен или ограничение свободы до 5 лет. А недавно пять водителей-взяточников задержали в Киеве. Правда, юристы говорят, что за всю историю независимости Украины они не припомнят ни одного случая, когда бы водителя посадили за попытку дать взятку работнику ГАИ. В МВД это подтверждают: уголовные дела против водителей хотя и заводят, но максимум им выписывают штраф (и то не всегда). Тем более доказать, что водитель давал взятку, практически невозможно. «Во-первых, нужны веские доказательства, - говорит известный адвокат, защищающий интересы автомобилистов, Алексей Святогор. - Одного заявления сотрудника ГАИ и купюры - мало, ведь он потерпевшее лицо. Можно упереться, что гаишнику ничего не давал, и деньги эти первый раз видишь. Нужна спецоперация с фиксацией передачи взятки на видео, кроме того, необходимо составить протокол при понятых о том, что до момента общения с водителем у правоохранителя вообще не было денег, а после появились... А есть статья 370 - «Провокация взятки». Это осознанное создание служебным лицом обстоятельств и условий, которые обуславливают предложение взятки. Можно давить на это, говорить, что сотрудник ДПС спровоцировал преступление».
В самом ГАИ, кстати, уверены, что если водителей будут сажать за попытку дать взятку, то коррупция на дорогах резко уменьшится. Ведь в данном случае, как правило, инспекторы не вымогают взятку (хотя часто прямо намекают) - водители сами предлагают «решить вопрос», дав «на лапу» гаишнику сумму меньшую, чем положено заплатить за нарушение официально. Если водитель деньги не дает, то инспектор просто выписывает штраф. А если водитель будет бояться давать деньги, то, соответственно, и вся коррупция сойдет на нет. «Водители непуганые, а так им доставать купюру было бы страшно, зная, что за это можно в тюрьму загреметь, - говорит командир батальона ДПС в одной из областей Украины. - С другой стороны, чтобы у сотрудника ГАИ был стимул не в карман деньги совать, а сдавать нарушителя, нужно сделать так, чтобы от этой взятки он получал 10% в качестве премии». А вот Алексей Святогор полагает, что наказание водителей ситуацию с коррупцией не исправит: «Ничего не изменится. Ведь у водителя не возникает желания просто остановиться и дать гаишнику денег. Проблема в том, что на дорогу ставят сотрудников ДПС с зарплатой 1000 гривен, вот он и вынужден зарабатывать как может. В первую очередь бороться с коррупцией нужно в системе. Увеличивать зарплаты правоохранителей и сажать их за то, что берут взятки».
По закону за дачу взятки даже в 20 грн. - штраф до 8,5 тыс. грн. или ограничение свободы на 5 лет. Но если вовремя сознаться в грешке - от ответственности освобождают.
Руке дающей грозит:
1. При первой даче взятки (даже 20 грн.): 3400-8500 грн., или ограничение свободы от 2 до 5 лет.
2. Повторная дача взятки: лишение свободы от 3 до 8 лет с конфискацией имущества или без нее.
3. Если относительно человека, дающего взятку, имело место вымогательство денег, или если после дачи взятки и до возбуждения уголовного дела человек добровольно признался в преступлении, он освобождается от ответственности.
Руке берущей грозит:
1. При первом получении взятки: штраф 12 750-25 500 грн. или лишение свободы от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
2. Получение взятки в большом размере (более 3400 грн.) или повторно: лишение свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества и лишением прав занимать определенные должности до 3 лет.
3. Получение взятки в особо крупном размере (более 8500 грн.): лишение свободы от 8 до 12 лет с лишением прав занимать определенные должности до 3 лет и конфискацией имущества.
Как поймать водителя на взятке:
Сотруднику ГАИ нужно иметь видео- и аудиозаписи дачи взятки, в присутствии понятых запротоколировать отсутствие каких-либо денег у сотрудника ГАИ и появление у него денег во время общения с водителем. сообщения объединены
ГАИ планирует ограничить срок действия водительского удостоверения
А.Могилев отметил, что срок действия прав может составить от 10 до 20 лет.
Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) планирует ограничить срок действия водительского удостоверения. Об этом заявил министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев, передает корреспондент РБК-Украина.
По словам А.Могилева, ограничение срока действия водительского удостоверения - это европейская практика. В разных странах водительское удостоверение действует разный срок, но согласно европейской конвенции о дорожном движении, водительское удостоверение должно иметь срок действия. "На сегодня трудно сказать, сколько оно будет действовать. Возможно, 10 лет, возможно - 15, возможно - 20. Ведь мы понимаем, что пересдача экзамена - это определенные финансовые затраты для граждан", - заявил он.
Отметим, что сегодня водительское удостоверение в Украине не имеет срока действия. В странах ЕС обычно водительское удостоверение действует 10 лет, после чего водитель повторно сдает экзамен на знание правил и навыки вождения.
А.Могилев также сообщил, что ГАИ планирует изменить порядок прохождения техосмотра автотранспорта: предполагается, что новые авто впервые будут проходить техосмотр после трех лет эксплуатации, затем техосмотр будет проводиться каждые два года, а автомобили старше 15 лет будут проходить техосмотр ежегодно.
В большинстве европейских стран новые автомобили не проходят техосмотр в течение трех лет. В Украине техосмотр обязателен даже для нового, только приобретенного в салоне авто.
Министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев считает, что за управление автомобилем в нетрезвом состоянии необходимо лишать водительских прав. "Управление транспортом в нетрезвом виде... даже высокий штраф не препятствует этому.
Санкцию статьи надо делать безальтернативной - только лишение прав", - выразил мнение министр на пресс-конференции в понедельник в Киеве. Он также подчеркнул, что необходимо усилить ответственность за неиспользование ремня безопасности. В целом, говоря об изменениях, которые будут вноситься в законодательную базу, А.Могилев подчеркнул, что все предложения будут обнародованы на сайте ГАИ для обсуждения. В частности, по словам министра, обсуждаться будет вопрос техосмотра, доверенности на управление транспортными средствами, вопрос срока действия водительского удостоверения. Что касается срока действия удостоверения, то, по словам А.Могилева, в большинстве стран Европы он определен 10 годами. В Украине же, по его словам, "можно сделать 20, а можно и 5".
Пессимист – это хорошо информированный оптимист.
У оптимиста сбываются мечты - у пессимиста - кошмары (Б.Шоу)
(Востаннє це повідомлення було змінене: 08-02-2011 03:25 Consta.)
|