Как сообщает "Деловая столица", с 1 июля вступает в силу новая процедура регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей. Все государственные регистраторы, ответственные за их учет, перейдут в полное подчинение Государственной регистрационной службы Украины (Укргосреестр), входящей в структуру Минюста. В ведомстве Александра Лавриновича обещают максимально облегчить регистрацию компаний. На практике же новации могут спровоцировать полную неразбериху, которая в ближайшие месяцы фактически застопорит открытие бизнеса.
Регистраторы станут юристами
С 1 июля функции по госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей перейдут от исполнительных комитетов городских советов городов областного значения, районных, районных в городах Киеве и Севастополе госадминистраций к органам Укргосреестра.
На данный момент в процессе перевода находится 80% из 1540 регистраторов, завершить который планируют к 1 июля.
"С 1 июля вы будете приходить в те же помещения к тем же регистраторам. Так, примерно с 509 органами уже достигнута договоренность относительно того, что госрегистраторы останутся в тех же помещениях, в которых они находятся и сейчас. В отношении остальных либо ведутся переговоры, либо подыскивается соответствующее помещение", — сообщил глава Укргосреестра Дмитрий Ворона.
Не ожидается масштабных изменений и в кадровом составе регистраторов. Однако, чтобы сохранить должность, им придется пройти переаттестацию. Поскольку обновленный Закон "О государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей" требует наличия у госрегистраторов полного юридического образования и как минимум годичного стажа работы на госслужбе.
Таким набором достоинств могут похвастаться не более 20% чиновников, ответственных за открытие бизнеса. Как пояснили в Минюсте, выход уже найден: в ближайшее время правительство намерено одобрить и отправить в парламент законопроект, который вводит пятилетний переходный период для получения регистраторами юридического образования.
Правда, до тех пор, пока этот закон не вступит в силу, "необразованные" регистраторы могут оказаться вне закона.
"Нарушение требований законодательства может стать поводом для обжалования действий таких госрегистраторов. Под ответственность подпадут и лица, которые приняли его на работу или выдали разрешение на получение статуса госрегистратора", — поясняет суть проблемы адвокат юридической компании ".........." Егор Штокалов.
Впрочем, Минюст считает, что подобные иски будут единичными, зато новая структура управления органами государственной регистрации должна пойти бизнесу на пользу.
Сейчас предприниматели, которые прошли регистрационную процедуру, жалуются на бесконечные очереди под кабинетами уполномоченных чиновников и большие затраты времени для постановки на учет.
Укргосреестр обещает решить эту проблему, установив жесткий контроль над соблюдением сроков, которые отводит на эту процедуру законодательство: три рабочих дня для юрлиц и два — для физических лиц-предпринимателей. За несоблюдение этих норм регистраторов обещают наказывать.
Борьба Укргосреестра с бюрократическими проволочками может оказаться удовольствием не из дешевых. Чтобы наверняка знать, кто из регистраторов работает спустя рукава, в местах, где они трудятся, собираются установить веб-камеры. До конца года они появятся в помещениях госрегистрации 170 крупных городов. Тендер на поставку оборудования уже объявлен. Эта форма контроля и помощи предпринимателям обойдется государству в 1,5 млн грн.
Приходите позже
До конца года Государственная регистрационная служба намерена наладить систему регистрации через интернет. Во сколько обойдутся эти новации, в ведомстве еще не подсчитывали. Хуже другое — их внедрение может возыметь и обратный эффект.
"На первоначальных стадиях процесс может просто остановиться. На первый взгляд, адекватные нововведения нередко и раньше вызывали замедление процесса регистрации. Например, внедрение электронных очередей привело к тому, что в первые месяцы их действия очереди от администрации переместились к аппарату по выдаче талонов. Спекулянты начали торговать местами. Были случаи, когда регистраторы отказывались работать, мотивируя отказ "плохой, нестабильной работой" системы электронной очереди", — рассказывает старший юрист ЮК "......" Евгений Ропаев.
Скорее всего, предпринимателям, решившим начать свой бизнес, также не удастся избежать проблем. В некоторых регистрационных отделениях по всей стране уже сейчас висят объявления, что после 20 июня прием документов осуществляться не будет.
"В целом же 25–27 июня в работе регистраторов возможны перебои, однако справки и выписки будут выдаваться буквально до последней минуты. На данный момент уже разослано соответствующее письмо-разъяснение для местных органов", — говорят в Регистрационной службе и советуют: "Если у вас нет неотложных дел, то лучше не бежать к регистратору после 20 июня. Конечно, он будет обязан принять документы и оформить регистрационное дело".
Нотариусы как альтернатива
Впрочем, уже со следующего года у предпринимателей может появиться альтернативная возможность открытия бизнеса — регистрировать его смогут и нотариусы. Соответствующий законопроект уже разработан.
"Если нас поддержит парламент, мы сможем увеличить количество государственных регистраторов, которые смогут предоставлять эти услуги, на 7 тыс. по сравнению с нынешними 1540", — уточняет Дмитрий Ворона.
Чтобы получить право регистрировать предпринимателей, нотариусам нужно будет просто подключиться к специальной базе данных службы. Правда, далеко не факт, что они с энтузиазмом станут пользоваться новыми полномочиями.
"Нотариусам уже передали функции по регистрации прав собственности от БТИ. Но половина из них до сих пор всячески старается избегать этого. Отчасти из-за незнания норм, отчасти просто из-за лени. Нотариусу проще зарабатывать выдачей доверенностей, чем получать фактически те же деньги, тратя при этом уйму времени и неся колоссальную ответственность, регистрируя недвижимость. Думаю, что и регистрацией бизнеса они займутся не скоро", — прогнозирует юрист АО "........." Евгений Литвишко.
По словам юриста ЮК "........." Станислава Еремина, отсутствие у нотариусов опыта проведения госрегистрации юрлиц может на первых порах приводить к ошибкам. Это только добавит предпринимателям "головной боли" и затянет процедуру постановки бизнеса на учет.
В перспективе помимо обновления процедуры госрегистрации в ведомстве намерены внедрить и ряд других новаций. В частности, там предполагают объединить три реестра: Единый госреестр юрлиц и физлиц-предпринимателей, Единый лицензионный реестр и Реестр документов разрешительного характера. Созданная на их основе единая база данных предпринимателей упростит доступ к информации и позволит оперативно ее актуализировать.
Не нужно меня обижать, я девочка ранимая, чуть что-сразу в слезы… а потом с заплаканными глазами так сложно понять кому попадаешь лопатой по голове…
Дякую всім. Було весело! (с)
|