Техосмотр в Украине отменили, но не для всех: ГАИ по-прежнему будет проверять исправность коммерческого транспорта, причем прямо на дорогах.
Ведомство уже приступило к закупкам мобильных диагностических пунктов, которые будут действовать во всех регионах Украины. Могигев заверил, что частные автомобиля эти станции проверять не будут.
О том, как регламентируются техпроверки на дорогах, а также о том, как грамотно реагировать на действия сотрудников ГАИ в таких случаях:
Согласно Закону Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок N3565-VI (далее - Закон), ГАИ не наделена правом проведения обязательного технического контроля, который пришел на смену государственному техническому осмотру. Любые подобные действия (или склонение к ним) являются незаконными и должны опротестовываться путем обращения в прокуратуру или суд.
Вместе с тем, Законом пересмотрен ряд полномочий сотрудников ГАИ. Так, инспекция получила право останавливать автомобиль исключительно в случаях, предусмотренных п.211 ст.11 Закона Украины О милиции, среди которых можно выделить как классические (нарушения ПДД), так и специальные (например, наличие признаков, свидетельствующих о технической неисправности ТС).
Фактически, гаишник может остановить любой автомобиль, если присутствуют наглядные признаки технической неисправности. Ведь внутренние и невидимые с внешней стороны неисправности, которые явно не влияют на характер движения, можно определить лишь при помощи специальной аппаратуры.
Кроме того, согласно Закону О милиции, ГАИ никто не лишал права использовать предусмотренные нормативно-правовыми актами технические средства, в том числе средства фото- и видеонаблюдения, для выявления и фиксирования нарушений ПДД (абзац 3 ст. 21). Таким образом, мобильные диагностические станции и установленная в них аппаратура, которые якобы собирается закупить ведомство, вполне могут быть идентифицированы как технические средства, которые будут использоваться ГАИ для обнаружения и фиксирования нарушений ПДД.
То есть, если придерживаться буквы закона, наличие и использование этих средств уже регламентировано законодательством в его действующей редакции. Проверка технических неисправностей с помощью диагностической станции на дороге будет квалифицироваться как выявление и подтверждение несоответствия технической части автомобиля общим требованиям, которые предусмотрены законодательством к таким транспортным средствам.
При этом ГАИ не должна проверять все рабочие механизмы автомобиля. Аппаратура, которую закупает ведомство, предназначается для определения неисправностей эффективности тормозной системы, параметров света фар, дымности отработанных газов, затемнения стекол, исправности рулевого механизма и т.д. Неисправности подобного характера предусмотрены в ПДД - при наличии таких неисправностей эксплуатация авто либо запрещается, либо ограничивается.
Вместе с тем, закупку мобильных диагностических станций в ГАИ объясняют необходимостью объективной оценки техсостояния авто, ведь в случае обращения в суд ГАИ не сможет доказать, что на момент правонарушения автомобиль был неисправен.
По имеющейся информации, эти станции будут оборудованы сертифицированными измерительными устройствами, которые точно позволят установить характер неисправности. Этих фактов будет достаточно в качестве доказательной базы для суда, относительно вынесения того или иного решения или регламентации действий сотрудника ГАИ (например, запрещение эксплуатации авто).
В то же время, возникает вопрос, кто будет осуществлять контроль над работой таких техстанций и насколько объективно и правильно сотрудники ГАИ будут проводить замеры. Здесь может возникнуть довольно сильная база для коррупции.
Например, в зависимости от характера выявленной технической неисправности и ее последующей квалификации сотрудники ГАИ, в том числе и исходя из субъективной оценки, имеют право временно задержать или запретить дальнейшую эксплуатацию транспортного средства. Не стоит забывать, что на проверку техсостояния авто также придется потратить время, которое особенно ценно для рейсового транспорта.
Если вас остановил гаишник, а наглядных технических неисправностей нет, стоит поинтересоваться у инспектора, по какой именно причине был остановлен автомобиль, какой признак неисправности был замечен.
Если это произошло по причине нарушения ПДД, таких как превышение скорости, или иного правонарушения, не связанного с технической составляющей, сотрудник ГАИ не имеет права отправлять автомобиль на техпроверку, так как явных признаков технической неисправности автомобиля зафиксировано не было, а наказание за превышение скорости четко предусмотрено Кодексом об административных нарушениях.
Юристы отмечают, что Закон предусматривает общие правила игры, а сам механизм его реализации все еще остается скрытым.
Учитывая, что Закон вступает в силу через 30 дней после опубликования, остается очень небольшой срок для подготовки необходимых сопутствующих нормативно-правовых документов относительно механизма его реализации. За это время ГАИ также должно успеть подготовить и обучить квалифицированных работников своих мобильных техстанций.
За управление неисправной машиной предусмотрен штраф (при первом нарушении) от 20 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан (340-425 грн). При повторном случае выявления управления неисправным автомобилем предусмотрено более жесткое наказание - лишение водительских прав сроком от 3-х до 6-ти месяцев.
Кроме того, новым Законом введена статья, предусматривающая ответственность субъектов хозяйствования, которые будут проводить техконтроль, а также страховых компаний.
Например, за нарушение порядка проведения проверки техсостояния при выдаче документа о технической исправности транспортного средства субъект хозяйствования может быть оштрафован в размере от 1360 грн до 1700 грн. За нарушение порядка выдачи специального государственного знака при заключении договора ОСАГО страховую компанию могут оштрафовать на сумму в размере от 1700 до 2040 грн.
Таким образом, опосредственно ГАИ сможет контролировать деятельность субъектов хозяйствования, проводящих техконтроль, и страховых компаний в сфере ОСАГО. Например, в случае, если ГАИ выявила неисправную автомобиль, то возникают основания для проверки соответствующей станции, где этот автомобиль проходил техконтроль. Но и тут возникают вопросы. Ведь нужно еще доказать, что выявленное ГАИ несоответствие существовало на момент прохождения обязательного контроля на такой станции, а не возникло после его проведения.
В заключение хочется отметить, что с принятием Закона наблюдается положительная тенденция к разделению полномочий, которые ранее были сосредоточены единолично в руках ГАИ. Ведь до этого ведомство само контролировало и проверяло техсостояние транспорта, что являлось неприемлемым совмещением полномочий и противоречило большинству международных практик.
Свободный Человек!!!!!!!!!!!!!!!
|