«Да на таком трамвае только в ад ездить!» — проворчала бабушка с коляской...
В последнюю неделю марта Подольское трамвайное депо выпустило по одному экспериментальному трамваю 71-622 на три свои маршрута — №5, 12, и 14. Введение в эксплуатацию укороченных трамваев предусмотрено планом первоочередных мер по решению транспортных проблем Киева «Город, удобный для жизни», который был разработан по инициативе главы Киевской городской государственной администрации. Так почему бабульки-пассажиры остались недовольны?
Этот вагон был спроектирован инженерами Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова (Россия) еще в 2004 году, но опытный образец собрали только спустя 6 лет. Изначально проект посчитали неперспективным, но по мере увеличения конкуренции со стороны маршрутных такси (доля пассажирских перевозок маршрутками ежегодно увеличивается и сейчас составляет 42% по Киеву), к проекту было решено вернуться. В декабре новый трамвай был представлен в Одессе, а уже в начале марта несколько моделей привезли в Киев. Такие же вагоны уже с начала января возят пассажиров в Москве, в Нижнем Новгороде и далеком Ташкенте.
Особенность трамвая — его длина. Кузов вагона установлен на одну колесную тележку, и в отличии от обычного трамвая, тележка не вращается относительно кузова. Несмотря на визуальную неустойчивость, вагон не заваливается — все дело в том, что самым тяжелым элементом является именно колесная тележка (работает принцип «неваляшки»).
Тележка состоит из двух тяговых одноступенчатых редукторов, соединённых между собой продольными балками, на которые устанавливаются балки крепления тяговых электродвигателей. Передача вращения от двигателя к редуктору осуществляется при помощи карданного вала.
В вагоне 16 посадочных мест (как в маршрутном такси), широкий центральный проход и задняя накопительная зона. По мнению инженеров, в данном трамвае исчезнет проблема распределения пассажиров — вход будет осуществляться через перднюю дверь, выход — через заднюю.
Многие бабушки побоялись ехать на таком трамвае:
— «Ну его к лешему, еще опрокинется на ходу... Я лучше подожду до нормального.»
— «Коротыш какой-то, боюсь ехать, вдруг как рухнет!»
— «Сидений в нем мало, вдруг все заняты будут?»
В любом случае трамваи планируется выпускать на незагруженные маршруты, ранним утром и поздним вечером, когда пассажиропоток заметно ослабевает. Также эти трамваи будут работать на основных маршрутах в часы пик дополнительно к обычным вагонам. Время загрузки и выгрузки в этот трамвай в три раза меньше, чем в обычный (много людей не влезет, всего 30-35 человек).
Водители маршруток скептически относятся к новым трамваям и не видят в них конкурентов:
«У нас есть важные преимущества — мы останавливаемся по требованию, а трамвай только на остановках. Я еду где хочу — могу и по обочине проехать, по тротуару и по рельсам, а трамвай — только по рельсам. Если один сломается — встает целая линия. Тогда у них горе, а у нас — праздник!»
Одним из важных плюсов этого трамвая — его габариты и экономичность. Вагоном проще управлять и он не является большой помехой в пробках, особенно это важно на перекрестках.
Поживем, увидим. Может и бабульки привыкнут к новым вагонам, но пока им, видимо, проще сидеть на теплом креслице громоздкого трамвая, чем ехать на «Коротышке»...
Новые трамваи появятся на маршрутах №5, 12, и 14 уже в начале мая. К началу 2012 для киевских трамвайных депо будет закуплено 900 мини-трамваев.