Может кому пригодится…
Решили с друзьями поколесить немного по Европе, а именно – Италия, Франция (лазурный берег), Щвейцария, Монако, Лихтенштейн.
Польская виза сделана через знакомого за небольшое вознаграждение. С визой повезло, открыли аж на год (90 дней пребывания).
По плану поездки, составленному на гуглмэп выходит около 2700 км(реально вышло 4300 ). Срок поездки – с 10 августа до 26 августа.
Сказано – сделано.
Компания – 4 человека.
Забронированы билеты на Виззейр (Катовице-Бергамо (возле Милана)).
Цена оказалась смешная – около 650 грн на человека в обе стороны.
Бронирую машину на прокат в Бергамо через посредника –
http://www.economycarrentals.com
Т.к. беру машину на прокат первый раз, появляется много вопросов – какой картой платить, проканают ли мои ламинированные украинские права, не подсунут ли гнутый корч и т.д.
Какой картой платить .
Делаю себе MasterCard Standard, начитавшись форумов. Visa Electron и Maestro не в почете у car rental компаний.
Кроме того, т.к. карту делал в гривнах, Masterard вроде как имеет преимущество перед Visa – конвертация по MasterCard из евро происходит напрямую в грн. По Visa конвертация происходит через USD (вычитано на нескольких форумах, но не проверено). Короче люди советуют – для европы лучшу MasterCard, для штатов – Visa.
Проканают ли украинские ламинированные права.
Связываюсь с карренталом, высылаю ему скан своих прав и спрашиваю или такое подходит. Ответ – права должны быть на как минимум английском языке. Узнаю в нете, что можно сделать за около 100 USD в Украине международные права, полностью на английском, но срок исполенения – минимум 2 недели. Это не подходит, т.к. до поездки осталась неделя. Да и 100USD платить тоже не охота. В итоге на свой страх и риск делаю на Воловой нотариально заверенный перевод своих прав на английский (70 грн).
Покупеам билеты на автобус Львов-Катовице (около 250 грн).
Отели решили заранее не бронировать, чтобы не быть привязанными к конкретным датам визитов в города.
Итак, поездка начинается.
На автовокзале в 17.00 садимся на автобус. Автобус с кондеем, так что ехать можно. Правда даже с моим не гигантским ростом (18
коленки все равно упираются в переднее сидение, но терпимо. По плану автобус должен быть в Катовице в 01.20 ночи. Самолет из Катовице в Бергамо в 06.00. Запас более чем достаточный (как оказалось не очень достаточный).
Около 19.00 приезжаем на границу через Яворов. На границе машин и автобусов почти нет. Это радует, но не долго. Перед нами всего 2 автобуса. Стоим час на нашей стороне. Нашу таможню проходим без вопросов. Перед польской стороной стоим 3 часа. Ждем не понятно чего. Забыл сказать, при бронировании самолета на wizzair я забронировал так же трансфер из Катовице в аэропорт (около 40 км и 7 евро с человека). В день отъезда трансфер из Катовице перезвонил мне и спросил или у меня все в орядке и по плану, на что я ответил – «да, ждите, будем...». Трансфер из Катовице отправляется в 03.45. На польской стороне границы начинаю понимать, что трансфер мы уже провтыкали.
Около 11 вечера в автобус наконец-то заходят польские пограничники, собирают паспорта и задают вопросы типа «а какого вы к нам прётесь». Выводят из автобуса одного мужика и ведут его куда-то к себе. Еще час сидим ждем в автобусе. Вроде как у мужика этого какие то проблемы. Пока ждем мужика перед нами вставляют автобус, который стоял за нами. Через час возвращают паспорта и мужика. 00.00 ночи. Еще около получаса сидим и наблюдаем как в автобусе перед нами польские таможенники выводят всех из автобуса на улицу, ставят в очередь перед двумя столами и обыскивают самым тщательным образом все сумки. После этого обыскивают с собаками сам пустой автобус и отправляют его для дополнительного обыска на яму.
Наконец-то около 00.30 мы становимся на обыск. Всех выводят из автобуса с сумками и обыскивают около 30 мин. Т.к. не знаем, сколько по времени нас будут обыскивать, начинаем уже тихий кипиш между собой по поводу того, что кроме уже пропущенного трансфера, можем пропустить и сам самолет. А если так, то мало того, что придется провести лишние сутки в Катовице, купить по-новой билеты на самолет в несколько раз дороже, то еще и забронированная машина в Бергамо нас не дождется и придется раза в 1,5-2 переплатить за прокат машины без предварительной брони. Но все обошлось, и нас обыскали довольно быстро, автобус на яму не погнали и мы отправились в сторону Катовице. Т.к. с собой у меня была навигация, я ее включил прямо в автобусе и навигация показала, что в Катовице мы приедем по плану в 05.20. От Катовице ехать в аэропорт около 40 км. Регистрация на самолет заканчивается в 05.20. В общем решили не нервничать, а смотреть что получится, т.к. от нас уже ничего не зависело. Пока в автобусе обсуждали че делать и как жить дальше, девочка, которая сидела перед нами и читала польскую книжку вдруг активно прониклась нашей проблемой и начала пытаться нам помогать найти решение нашей проблемы, звонить со своего польского номера в wizzair и т.д. Девочка оказалась из Стрыя, учится во Вроцлаве, зовут Настей. Очень милое создание и спасибо ей большое за попытки помочь нам. При подъезде к Катовице она нам вызвала такси и мы благополучно за полчаса и 120 злотых доехали до аэропорта.
В общем благодаря водиле автобуса, который не очень соблюдал скоростной режим по Польше и такси, которое нас подобрало сразу из автобуса мы попали в аэропорт вовремя – около 05.10 и успешно прошли регистрацию.
Правда при досмотре пришлось выкинуть шампунь и гель для душа, которые были у меня в рюкзаке, который я с собой брал в самолет в качестве ручной клади. Авиакомпании теперь не разрешают пронос в самолет емкостей с жидкостями более 100 мл в одной таре.
Погрузились в самолет и полетели в Бергамо (Милан). Самолет был на треть пуст, что удивило при их копеечных тарифах.
Около 8.00 прилетели в Бергамо, подобрали свои сумки и пошли брать машину.
Контора по прокату машин находится прямо в аэропорту. У нас была Maggiore. Тетка в конторе долго водила носом по моим правам, пытаясь найти хоть что-нибудь на понятном ей языке. А там на английском было только «водительское удостоверение, мои ФИО, и город Львов». Тут я ей выложил из сумки нотариальный перевод моих прав и ей стало легче. Взяла платежную карту, заблокировала на ней 1000 евро и кроме всего прочего потребовала написать ей на листочке от руки свой домашний адрес и телефон и показать бронь самолета на обратный рейс. Т.к. бронь самолета на обратный рейс я не распечатывал, то пришлось в аэропорту в автомате с инетом лезть на свой эккаунт на wizzair и распечатывать листок с бронью на обратный рейс (вышло около 3 евро).
Документальное оформление проката закончилось и мы вышли из терминала ждать автобус, который везет на стоянку прокатных машин многих компаний. Ехать оказалось метров 400. Нам выпало ездить на Fiat Bravo 1.6 diesel. Машина оказалась класом выше, чем мы бронировали (бронировали машину типа nissan note или renault modus).
Fiat Bravo, в отличии от моих скептических ожиданий оказался отличной машинкой.
1. Отличный прием как для дизеля, правда только когда раскрутишь мотор. На низких оборотах тянул посредственно
2. Напичкан электроникой не кисло – электроруль с регулировкой усилия, активные противотуманки при повророте руля, абс не дает катиться машине назад при троганьи в гору без ручника и т.д.)
3. Мизерный расход – при движении по трассе – около 4 литра/100км. Общий расход за поездку (4300 км) включая пробки, прогревы, постоянный кондей и фары вышел 6л/100км.
В общем пробег машины когда брали был 16000 км. При осмотре машины оказалось, что не работает ближний свет в левой фаре. Я начал их напрягать, чтобы быстро меняли лампу, но они отморозились, что лампы у них на замену нет и сказали чтобы я заехал и поменял на любом СТО, взял чек и потом отдал им, а они уже тогда вычтут лампу из оплаты за машину. Я так и сделал. Замена лампы вместе с лампой вышли 15 евро. Правда они так мне и не компенсировали эти 15 евро, а сняли с карты полную запланированную сумму проката.
Из Бергамо поехали в Милан. В Милане прогуляли почти целый день и отправились в Верону. В Вероне погуляли часок, уже было темно и поехали искать ночлег. Это оказалось не такой уж легкой задачей. Задача была найти свободные места на 4-х человек и по вменяемой цене. Нашли только около 2-х часов ночи в маленьком городишке за 120 евро. Переночевали успешно и поехали в GardaLand.
GardaLand – это маленький диснейленд в Италии. Платишь 35 евро и целый день проводишь в парке с атракционами. Атракционов разных много, но больше всего понравились американские горки. На них прокатились 3 раза. На всем остальном успели только по разу. Посетить GardaLand есть смысл.
После Gardaland опять полночи искали ночлег в Местре (возле Венеции) т.к. собирались посетить Венецию. Нашли за 160 евро на 4-х.
Приехали утром в Венецию и начался матерый дождь. Решили даже не останавливаться (т.к. за парковку надо заплатить около 25 евро за день) и сразу ехать в Римини. По дороге в Римини дождь усилился на столько, что дворники на самой большой скорости уже не справлялись. Приходилось ехать не более 50 кмч, чтобы ни в кого не воткнуться. Много итальянцев съехали на обочину и пережидали дождь.
Часам к 5-ти вечера доехали до Римини (морской курорт на адриатическом берегу Италии). Часа 2 потратили на поиск гостиницы в самом Римини. Наконец заселились (120 евро) и планировали провести на море 3 дня. Но не так сталось, як гадалось. На следующий день сутра погода нахмурилась и по прогнозу должен был быть переменный дождь 3 дня. Т.к. сидеть на море во время дождя не очень комфортно, решили валить сразу в следующий пункт нашего путешествия – Рим. Рванули около 400 км по автобану и через 4 часа оказались в Риме.
Сразу оговорюсь – в начале думали, что ради экономии будем ездить по бесплатным дорогам и смотреть села по ходу движения. Но опыт первых же двух дней показал, что, если ездить по бесплатным дорогам, то увидишь только села и никуда вовремя не приедешь. Ограничение скорости по селам 50 км/ч, по загородным дорогам 90 км/ч, по автобанам 130 км/ч (вроде даже с весны 150 км/ч, но я старался ехать в основном 130 по навигации, иногда до 180 за лихими итальянскими водилами). Автобаны в Италии практически все платные. Оплата выходит около 7-10 евро за 100 км. Хотя даже на платных автобанах часто встречается ремонт дорог и ограничение 80 км/ч и даже 60 км/ч, но все равно, чтобы больше успеть лучше ездить именно по платным дорогам.
Гостиницу в Риме бронировали на 2 ночи. Бронировали еще будучи в отеле в Римини и пользуясь отельным фришным инетом. Вообще инет бесплатный был только в отелях. В других местах найти бесплатного инета не удалось. Даже в макдональдсе для того, чтобы воспользоваться инетом надо именть итальянский ID number. Поэтому начиная с 3-го дня начали из текущего отеля через booking.com на пару дней на перед бронировать отели, т.к. это намного удобнее и дешевле.
В Риме гостиница обошлась в 100 евро на 4-х за сутки. Это при том, что гостиница была не на окраине, а в нормальном районе.
Первый день в Риме потратили на Ватикан и окрестности. Единственный раз за поездку решили оставить машину возле отеля и ехать на автобусе в центр. Идея оказалась не лучшая. Во первых ехать пришлось с пересадками (заняло много времени, пока разобрались что к чему), во вторых вечером пришлось валить в отель скорее, чем могли бы, т.к. автобусы ездили до 21 или 22.
Второй день в Риме уже поехали на машине и посетили значительно больше мест.
После Рима мы отправились в сторону лазурного берега – в Санремо. По дороге заехали в Пизу. Кроме Пизанской башни там смотреть больше нечего, поэтому провели там только час.
В Санремо была забронирована гостинница. 400 евро за 3 ночи на 4-х. Санремо – морской курорт на Средиземном море в Италии. Правда сами пляжи в Санремо не лучшие на лазурном берегу. Особенно бесплатные – крупные камни сразу при входе в воду отбивают желание купаться в Санремо.
Зато в Санремо был замечен львовский зеленый ланос с мятым капотом и номерами ТС, но т.к. мы ехали на встречу, я не успел с ним пообщаться .
Из Санремо мы 3 дня ездили в Сентропе (есть фотки всем известной жандармерии ), Канны, Ницу, Монако. В Каннах и парковка на набережной и сам пляж оказались бесплатными и самыми приятными и качественными для отдыха.
В Сентропе пляжей для купания вообще не оказалось в самом городе.
Посетили Монако (Монтекарло) вечером. Особо остро прочувствовали себя насекомыми и через 2 часа оттуда свалили. Концентрация бентли, мейбахов, ролсов, феррарей, мазеров, ламборджиней и бугаттей превышает всякие допустимые пределы. Вокруг пахнет немеряными деньгами. Номер в нормальной гостиннице – от 650 евро на человека за ночь.
Из Санремо поехали в Турин через Геную. В Генуе провели около 2-х часов. Смотреть особо нечего В Турине ночевали перед броском в Швейцарию. Получилась самая дешевая гостиница и далеко не самая плохая (80 евро на 4-х за ночь). Посмотрели снаружи королевский дворец. Расчитывали посмотреть на плащаницу, но ее показывают только пару раз в год и мы в этот период не попали.
Из Турина поехали в Женеву. Гостиницу забронировали в 9 км от Женевы на французской территории.По дороге в Женеву проехали через первый для нас платный туннель (вроде через Монт-Блан). Перед туннелем в альпах тянучка часа на 2. Стоимость проезда через туннель – 36 евро с легковой машины. Скорость в туннеле до 70 км/ч, запускают машины раз в секунд 30 через шлакбаум. Дистанцию надо держать около 150 метров.
Уже затемно приехали в Женеву, погуляли часик, посмотрели на фонтан посреди озера, расстроились, что пиво в магазинах продают только до 20.30 и поехали обратно во Францию (9км) в свой забронированный отель. На следующий день опять погуляли по Женеве уже днем и поехали в сторону Альтштаттена – маленького городка в Альпах, где нас ждал наш швейцарский товарищ, чтобы приютить нас на 3 дня.
Из позиции Альтштаттена мы посетили Цюрих, Лихтенштейн(Вадуц), горное озеро в Альпах и еще несколько небольших швейцарских городков.
В Щвейцарии мы за автобаны ничего не платили. Как оказалось в последний день нашего пребывания там надо было купить за 40 евро талончик для езды по автобанам Швейцарии на весь год, но мы решили что и без него неплохо и никто так и не узнал, что мы по Швейцарии ездили бесплатно.
Альпы конечно впечатлили. Даже на отдаленных от селений горах трава растет так, как будто ее каждый день равняют тримером. Коровы тоже почти все бежево-коричневые и очень ухоженные.
В последний день пребывания в Швейцарии (как и в предыдущие дни) отлично отметили наш отъезд и в час ночи выехали в сторону Италии, Бергамо аэропорта (около 350 км).
Время отлета самолета было 08.30. Время окончания регистрации 08.00. Перед сдачей машины ее надо было заправить под горлышко, иначе каррентал сама заправит и посчитает по 2 евро/литр +15 евро услуга.Чтобы найти заправку с людьми в Бергамо пришлось покататься около часа по навигации по заправкам города, т.к. ночью почти все заправки работают автоматически без людей и наливать полный бак не умеют, а только на определенную сумму денег. Машину пришлось сдавать около 7-ми часов утра без осмотра. Т.е. людей на парковке не было, кто бы подписал акт о том, что машину мы сдаем не битую и в полной комплектации. Поэтому машину я просто поставил на стоянку, ключи кинул в дырку двери прокатной конторы. Это нормальная практика для европы, но была небольшая доля риска, что потом хитросделанные итальянцы скажут, что чего-то не хватает в машине или появились вмятины и побреют за это денег с карточки. Но все прошло нормально и через неделю с карточки сняло денег как положено. Единственно что они «забыли» вычесть стоимость лампы ближнего света, которую я поменял на сервисе (15 евро) ну да и хрен с ними.
Прилетели назад в Польшу, Катовице в около 10 утра. Сели в бусик (35 злотых) возле аэропорта и решили, что быстрее будет ехать в Краков и оттуда уже в родной Львов. С автобусом из Кракова ниче не вышло, т.к. ближайший был аж в 22.00, а ждать не хотелось целый день, но зато нашли поезд, на который в 13.30 сели и уже около 12 ночи были во Львове всего за 100 злотых.
Итоги:
Машина на прокат.
Не надо этого бояться – это удобно и выгодно. Нам обошлась на 4-х 520 евро машина гольфкласса, дизель, со всеми страховками и дорожным налогом (не путать с платными дорогами). Т.е. 100 грн с человека в день. При этом если что случится (поломка, авария....) – это будет не ваш геморой. Ренткар бесплатно эвакуирует, починит, заменит машину. Даже небольшой ремонт своей машины в Европе вылезет в как минимум несколько сотен евро. К тому же в Германии, например, прокат еще дешевле. После поездки на машине по Европе мало у кого появиться желание ехать в автобусный тур. Свобода передвижения многого стоит.
Отели.
Отели лучше всего бронировать на
http://www.booking.com . При езде по Европе на машине не проблема найти отель в 10-20 км от крупного города в 2-3 раза дешевле, чем в городе. Средний бюджет на одну ночь с человека в Италии, Франции, Швейцарии – 20-30 евро за ночь с завтраком.
Езда по дорогам.
В Италии почти все превышают скорость, повороты не показывают. В Италии у меня был единственный инцидент, когда я мог зарядить в лоб матизу, которого захарило ждать, пока все проедут и он решил выехать на встречную, чтобы быстрее повернуть налево на перекрестке. Пришлось выскочить на тротуар одним колесом во избежание аварии. Он взмахнул руками, типа «извини брат, не хотел» и поехал дальше. Т.к. у меня машина не пострадала, то я тоже не стал останавливаться. Во Франции и Швейцарии народ ездит в основном по правилам.В общем по Европе надо ездить в стиле вождения той страны, в которой вы находитесь. Иногда приходится и нарушать как и все вокруг, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания со стороны полиции.
Во всех посещенных странах ограничение на количество алкоголя в крови – 0,5 промиле. Это почти литр пива на среднестатистического мужика. Многие там так и ездят (в т.ч. и я там катался ни раз после литра пива). В качестве навигации использовал Иго примо. Все работало отлично.
Главное брать свою навигацию, т.к. каррентал предлагает на прокат за около 10 евро в день. Т.е. за поездку вы отбиваете нормальный пятидюймовый навигатор.
Еда.
Завтракали мы всегда в отелях (включено в стоимость номера). На протяжении дня кушали или в кафешках/ресторанах ( около 10-20 евро на чел один раз покушать – В Швейцарии дороже всего) или покупали продукты в супермаркетах. В Италии это вообще дешево. Например сыр Бри, который у нас меньше 150 грн/кг не стоит, там я ел по 8-10 евро за кг. Пиво в супермаркетах начиналось от 0,5 евро за 0,5 литра (бавария) и до 1,5 евро за 0,5. В кафешках пиво начинается от 4 евро за 0,5 при чем часто в Италии не пишут объемы и вместо 0,5 у них принято продавать 0,4.
Вино в магазинах в Италии ваще халява – от 1 евро за 0,7 бутылку. В среднем 2-3 евро. Но все сухое. Сигареты от 4 евро в Италии до 6 евро в Швейцарии.
Про парковки
Парковки в Европе почти все платные. Цена от 1 до 3 евро /час. Пару раз по незнанию лоханулись и пытались заплатить за парковку ночью(там где в отеле не было своей парковки) , а она оказалась ночью бесплатной и получилось, что мы платили за дневную парковку следующего дня. Кроме немалой цены парковки, иногда приходилось до 20 минут колесить, чтобы найти свободное платное место.
Мобильная связь.
Еще до старта путешествия проштудировал тему «какого оператора лучше взять для звонков внутри Италии, в Украину и для инета». Получалось что удобнее всего было брать WIND. Но взять его не получилось, т.к. в магазине потребовали предъявить Итальянский ID номер. Зато удалось без этого ID купить номер TIM, который оказался даже дешевле по звонкам в Украину – 8 центов/минута + 16 центов плата за соединение. Внутри Италии та же цена на все номера. Только вот с инетом не сложилось.
Цифры.
Общий километраж поездки на арендованой машине – 4300 км (и все пришлось рулить самому, т.к. остальные трое не умели)
Срок – 14 дней
Посещенные страны(города) – Италия (Милан, Верона, Пиза, Римини, Рим, Генуя, Санремо, Турин), Франция (Ница, Канны, Сентропе), Монако (Монтекарло), Швейцария (Женева, Цюрих и еще несколько мелких городов), Лихтенштейн (Вадуц).
Аренда машины – 520 евро на четверых (машина гольф-класса)
Дизтопливо – 4300(пробег)х0,06(расход)х1,22(цена за литр)=315 евро
Плата за дороги – думаю около 150 евро, но посчитать точно не могу.
Парковки – точно не знаю, но не больше 100 евро.
Общий бюджет поездки на человека вышел около 1000 евро (без визы).
Если бронировать отели заранее и кушать только из супермаркетов, то можно и еще сэкономить 100-200 евро, но это уже кому что нравится.
На протяжении года-двух планирую еще съездить по двум маршрутам:
1. Германия, Голландия, Бельгия, Люксембург.
2. Франция, Испания, Португалия.
Должно быть интересно. Может кто захочет присоединиться – welcome. А может и я к кому присоединюсь.
В общем, если у кого какие вопросы – всегда рад помочь.
Сорри за длинный пост, сокращал как мог