Строго не судите. По просьбам участников выставляю на рассмотрение ))
Должен Вам сказать, друзья, что в этих краях я уже бывал. Несколькими годами ранее довелось мне быть участником экспедиции «Дуга Струве».
История интересная, кто хочет, может погуглить вместе с моим именем… Местом ее окончании был городишка Хамерфест, что на севере Норвегии.
После окончания мероприятия мы, конечно же, еще прокатились немного по фиордам. Каждый из нас тогда сказал почти одно и то же: фиг его знает,
когда еще раз сюда приедем. От Хамерфеста мы поднялись немного на север, километров двести, и посетили Норд Кап. Место знаковое, слов нет, и
для меня, как для географа, буквально культовое. После чего мы немного спустились на юг, до Лофотенских островов. На этом, собственно,
«экскурсия» по Норвегии в тот раз для меня закончилась. Есть отдельные отчет, столь же увлекательный, как и этот... 10 стран, поиски точек...
А ведь стоит отметить, что наиболее яркие достопримечательности этой суровой северной страны, расположены в южной её части. Три года я готовил
поездку по этим местам. Сначала хотели ехать на велосипедах небольшой компанией. Дело это достаточно популярное и ни каких особых новостей в
себе не таит для людей более менее приближенных к велотуризму. Я даже собрал специально для этого дела отдельный велосипед.
Зима ушла на покупку и сбор всех комплектующих, подготовку рамы для сборки и т.д.. Были намечены для приобретения необходимые туристические
девайсы, ибо те, что имелись в наличии подходили или для автомобильного туризма, или для вылазки в выходной день при хорошей погоде. А погода
в Норвегии – это нечто. И шутить с этим не надо. Посему и подготовиться надо было основательно. Хорошая легкая палатка, такой же спальник,
самонадувной коврик, и еще пара-тройка необходимых туристических примочек из серии «супер лайт». Подготовка состояла из нескольких основных
моментов, а именно: снаряжение и маршрут. Если с первым было все более менее понятно, то со вторым пунктом, на первых порах, было все на много
сложнее. Карты, Инет, «Гугл Земля», маршруты, отчеты, отчеты. Турбина, Мангуп, Харьковский Турист...
Поездка на велосипедах не получилась из-за отмены известного лоукоста в Осло. Лето прошло, а желание поехать – нет. Осенью начали готовиться
уже к автомобильному маршруту на следующий год. Собралась компашка друзей, желающих разделить со мной все тяготы и лишения подобного
мероприятия. Был у нас отличный микроавтобус, и мы начали встречаться, обсуждая все детали. И опять, как часто бывает в таких случаях, ничего
не получилось. Работа, сроки отпусков, материальные возможности, визы – не сложились эти и многие другие факторы в один пазл. И в том, в 13-ом
году, я с любимой Джу поехал в Прибалтику, еще на шаг подобравшись к мечте. И вот прошел еще год. Я сказал себе – если не сейчас, то ни когда.
«Как для географа карта» (с) песня
Все начинается с Карты. Для меня это единственная икона в жизни. Вот и куплена бумажная карта Норвегии. Один за одним на нее начали наклеиваться
маленькие красненькие стикеры с цифрами, под которыми в легенде я записывал названия достопримечательностей. Номера дорог, паромы по маршруту,
кемпинги. И опять отчеты, отчеты. Информации в Сети очень много, написано про все. Но все «это», увы, начинаешь понимать непосредственно будучи
на месте. И тем не менее, масса информации собранной дома, очень помогло нам на месте. Говоря географическим языком – камеральные работы.
Очень сильно помог с маршрутом и с многими тонкостями мой товарищ, вернувшийся очередной раз от туда за неделю до моей поездки. Его информация
была самой полезной. Стала реально вырисовываться ветка маршрута. Что смотреть, где останавливаться, что покупать и в каких магазинах, платные
дороги, тоннели, парковки, заправки.
Мы купили по Инету места на паром из городка Хьеринг, что на самом севере Дании, в Норвегию, в городок Кристиансанд, а так же и на обратный
путь – из городка, что на самом юге Швеции, в Польшу, в Свиноуице, на самой границе с Германией. Мы так проложили маршрут и решили его
придерживаться. Мною было предложено многим друзьям составить нам компанию, но увы, ни кто не смог этого сделать. А было бы не плохо.
Одним из главных составляющих в этом /путешествии/ деле, увы – экономия средств. Ибо ни для кого не секрет, что Норвегия страна достаточно
недешовая. И при условии разбивать все траты на компанию, можно достаточно бюджетно путешествовать. Но... все расходы легли на нас двоих.
Забегая вперед скажу, что все оказалось не так страшно, как предполагалось. Реально не страшно.
База
Одна комната моей квартиры была отведена под сборочный пункт мероприятия. Путешествовать мы собирались максимально по-туристически,
как это делают большинство тамошних туристов. Пользоваться услугами кемпингов, жить в палатке или максимум снимать домики, готовить
самим еду и т.п. Опыт прошлогоднего путешествия по Прибалтике показал, что подобный формат очень удобен, интересен и романтичен.
В Норвегии сеть кемпингов очень обширная, услуги в них есть все, и популярность подобного отдыха там оказалась очень велика.
Все бивуачное снаряжение у нас было. Палатка, толковый матрас, компрессор для него, стол, стулья, посуда, горелки и лампы.
Позднее пришли к выводу, что надо бы обзавестись еще кое чем. Но об этом позднее.
Продуктов мы закупили не очень много, но все необходимое у нас имелось в достатке. Хотя, что можно так закупить? Каши, рис, тушенку, рыбные
консервы, фасоль. Печенье, шоколад, кофе-чай )) Всего все равно не затарить. Но, как бы то ни было, взяли все, что посчитали нужным. Овощей
на первое время, яйца, пиво и виски, минеральную воду. Все это там тупо в два/три раза дороже, и первое время мы себя ограничили от походов
в магазин. Везли даже немного картошки, которая запрещена к ввозу в Норгу.
Пару палок колбасы /которую так же желательно купить в той же Польше, и сохранить чек, дабы было видно, что приобретено на территории евросоюза,
если чего вдруг..../ Таможни как таковой небыло, но нас конечно служба тормознула после парома, уже на территории Норвегии, и пару минут «уточняли»
наши цели, намерения и т.п. Досмотра не было, работают там спецы, и им много времени не надо, дабы понять, стоит ли торбить машину или нет.
Мы были об этом предупреждены: те несчастных пару килограмм картошки мы спрятали «по-глубже» в недра багажника /самому смешно/, туда же
«ушла» и колбаса. Все остальное было очень аккуратно разложено по прозрачным пластиковым боксам, якобы ничего не скрывая. Овощи, яйца и т.п.
разместились в переносных пластиковых ящиках, с которыми очень удобно обращаться.
Поехали
Первый перегон был недолгим. Киев – Ягодын. По «варшавке» мы отлично проехали до границы и там заночевали. Гостишка находится буквально
в ста метрах от перехода. Сходили вечером туда, посмотрели на очередь. Уже было понятно, что быстро тут не получится. Уточнил я про тонировку...
все в один голос говорили, что поляки не пускают с передними тонированными стеклами.
Решил не испытывать судьбу, и вернувшись обратно в гостишку, за пол часика аккуратно снял пленку с передних окон. Как стало ясно потом,
очень даже правильно поступил. К снятию был готов, посмотрел, как это делают, и все сделал на пять с «+»…
Утром раненько стали в очередь. Переход занял гребанные ВОСЕМЬ часов, все пеклись на солнце, как на сковородке.
Рано утром было еще терпимо, прохладно. Но к 12-ти часам мозги уже плавились полностью. Но маршрут наш не заканчивался,
а только начинался, хоть и стаких негативных моментов. И опять, в который раз, пара грязных слов про этот переход границы.
Ну что ж это за фак! 8 часов! Большую роль в «скорости» перехода играли местные жители.
Мне не однократно рассказывали про них. Но вот выдался шанс самому во все всем убедиться.
Стоишь в очереди. Мимо, вне очереди, проезжает небольшой бусик, на польских номерах, весь ржавый и скрипучий - стандартный авто для
приграничной зоны для перевозки контробаса. И, как в последствии оказывалось, «договорывшысь», этот бусик влазит в очередь где-то впереди.
Спустя некоторое время, перед ним влазит еще три таких же его «друзей».
И это происходит постоянно на протяжении всей очереди. Дотягиваемся до первого человека в униформе. За то время, пока мы стояли рядом с ним,
к нему постоянно подъезжали машины вне очереди, с одним, понятно каким, желанием – проехать «мимо» очереди. А она, кстати, начиная с того
момента, как мы в нее стали, выросла условно за горизонт. Это был понедельник.
Кто тыкал какие-то бумажки, кто ксивы. Моей злости не было границ. Который раз мною за последние годы переходится граница и каждый раз одно
и то же. Жлобство - пока наше главное правило... Чудом прошли наших, дотянулись до поляков. На солнце все раскалилось, печет страшно, очередь
бесконечная…
Поляки задали два вопроса:
- Куда едите?
- Ответ: в Норвегию
- Работать?
- Ответ:отдыхать
В полуобмарачном состоянии около полудня вы отрулили с таможни. Дорога была пока голименьком однорядкой. Машина, по всей видимости,
ехала с таким же настроением, что было и у нас. Тяжело как-то все шло. Я уповал на говенного качества 92-й бензин, залитый на ОККО еще
перед границей. Хотя всегда на нем езжу и замечаний не было ни когда. Уверен, что дело было не в нем. А тут вот не едет и все. Конечно,
авто загружено, работает кондиционер…
Солнце нещадно жарило в непривычно неторированные окна. Опущенные козырьки не спасали особо, как и кондиционер. И тем не менее, мы легли
на маршрут. Сегодня вечером мы должны были ночевать в Берлине. Расстояние не малое, и надо было не то, что бы торопиться, но и не расслабляться.
Физическое состояние, как и моральное, было мягко говоря, «никакое». Все факторы в сумме привели к первому «проколу»: нарушению правил обгона.
Выйдя на маневр и находясь уже «в процессе», боковым зрением замечаю «выскочивший» из-за фуры справа на обочине знак «обгон запрещен» + в
дополнение к этому – набегающую на меня соответствующего типа дорожную разметку... фааак (( все бы ни чего, но, конечно, тут же на пригорке, меня
принимают местные полицейские.
Проезжаю еще немного и меняемся с Джу местами. На какое-то время меня просто рубит, и я просыпаюсь уже за Варшавой. Опять меняемся, и вечернюю
прохладу мы встречаем уже на улицах Берлина. Город просто заполнен велосипедистами. Я в шоке. На светофоре рядом останавливается огромный
мерседес-такси. Останавливается и глохнет. Красный, желтый... Таксист отпускает педаль тормоза, авто заводится и мы трогаемся вместе. Вспоминаю,
как читал про этут систему экономии топлива и сохранении окружающей среды. Потому и дышится тут легко. Немного кружим по городу и находим нашу
гостиницу. Паркуюсь около мота БМВ 1200 ГС. Молча завидую его хозяину. Долго заснуть себя не заставляли. Отрубились в минуту.
Первое лирическое отступление. Техническое.
При заправке в Ягодыне, открываю я заднюю дверь, дабы достать канистру. Брал с собой 5-7 запастных литров. Открываю и понимаю, что амортизаторы
не держат ее вообще. А дверь, я вам должен заметить, очень тяжелая. Как выяснилось уже дома, один аморт был уже слабоват, а второй просто умер.
Вытек и все. Вспоминаю какой-то «бух» по дороге… Все стало ясно. Каким же это оказалось неудобством. Уже в Норвегии я нашел какую-то палку, подогнал
ее по нужному размеру и каждый раз устанавливал ее при открытии задней двери, подпирая ее.
А до Норвегии приходилось подпирать дверь тубусом спинннинга. Дверь при этом оказывалась поднятой не максимально, и каждый из нас получил
неоднократно этой самой дверью по голове. Жэсть. Какой позорище, одним словом! Как мне было стыдно это делать каждый раз. Но будем надеяться,
что никакого даже морального вреда я не принес никому из наблюдавших это иностранцев. По приезду домой, я купил новые, оригинальные.
Ни какие другие туда не становятся из-за низкого значения усилия. Дверь реально тяжелая. Вот так ))
Германия
Утром, очень плотно позавтракав, мы прихватили с собой немного этого самого завтрака в дорогу. Погрузились в машину, выставили в навигаторе
датский портовый городок Хиртсхальс, и легли на курс. Утро было свежим. Не было жары, синее небо и яркое солнце, прохлада. Самая хорошая
ситуация для вождения. Из города выбрались быстро. Города в «И-Гоу» прописаны отлично. Хиртсхальс – это городок на самом севере Дании.
От туда у нас на сегодняшний вечер был проплачен паром в Норвегию, в Кристиансанд. А пока мы спокойно едем по немецкому автобану со смешной
скоростью около 100 км/ч.
Спешить не куда, дорога отличная, паром около 8-ми вечера, а ехать нам не много. Гамбург предусмотрительно обьехали, ибо там на это время велись
большие строительные дорожные работы. Опять таки спасибо моему другу Алексею, сообщившему мне об этом. Едем, ни кого не трогаем. В «задних»
зеркалах замечаю какую-то машину с мигалками. Догоняет. Вижу – вся машина расписанна, обклеена... «Zoll»! Таможня! Ровняется с нами )) я – ноль
внимания, но боковым зрением все наблюдаю.
Мигалки уходят вперед, но не на долго. Метров за пятьдесят становятся передо мной в ряд и включают табло с информацией для меня: «ахтунг! Таможня!
следуйте за мной....» заезжаем в карман парковки. Из лунохода выходит водитель, худощавенький мущина средних лет, а с пассажирского места – рослая
здоровая баба, именно баба! Болотного цвета футболка заправлена в брюки, брюки в свою очередь в берцы...
- так мол и так, куда едите?
- в Hорвегию
- работать?
Да что ты сделаешь? Все бояться нелегалов, что ли? У нас полная машина бивуачного снаряжения, спининги/удочки )) хорошие работники...
Посмотрели все бегло, взяли доки – все сосканировали у себя в машине и попрощались... Это все к чему? К тому, что таможни-то никакой нет, границ нет,
но наблюдение и контроль ведется. Остаться незамеченным не получится.
Дания
Предыдущий раз заправлялись в Польше. Германию прошли, как говориться, транзитом. В Дании оказался в наличии 92-й. Залили по пути немного
и уже в Хиртсхальс залили полный бак. Большинство АЗС безлюдные. В прямом смысле. И без обслуживающего персонала. Вставляешь карточку в
аппарат, выбираешь колонку, бензин/соряла... Банк блокирует на карте некую сумму. Заправляешься. Сумма возвращается и снимается то, на что
ты залился. Есть смысл иметь все деньги на карте. Гривневая «Приватовская» карта – отличный вариант. Везде можно расчитаться по ней, в 99,9%
случаев. Все будет без доп. комиссии, без дополнительных потерь.
Вот и мы залились под горло. У нас оставалось пару часов до погрузки, мы отъехали чуть в сторонку и остановились, дабы все в машине привести в
порядок, спрятать, что надо, подготовиться к парому и возможно, к будущему досмотру на норвежской стороне. Мы собрали в рюкзачек бутеры, немного
овощей, термос. После загрузки надо быстренько занимать места в залах отдыха. Зная об этом, мы поступили правильно. Джу сразу пошла на палубы,
смотреть что к чему. Я, закрыв авто и прихватив собранное, по рации связавшись с Джу, выяснил где она. Сидели мы у окна. Перекусили немного, на
месте купили кофе. Кораблик наш отчалил и взял курс на Норвегию. И с середины пути на море началось нехилое волнение. Соответственно, нашу
посудину так же стало кидать. И меня с ней начало конкретно тошнить. Ох, я вам скажу, и неприятные это ощущения... Но благо все немного успокоилось.
И меня отпустило. В Норгу пришли по нашему в 12 ночи. В навике забили ближайший кемпинг и решили ехать туда.
Норвегия.
Выгружаемся. Все мокро вокруг. Понимаем, что только что закончился не просто дождь, а конкретный дождь. Колонной тянемся на выезд из порта.
Нас конечно останавливают таможенники. Все как и предполагалось. Отвечаем на вопросы. Нас отпускают, и мы трогаем дальше. Едем уже одни.
В полнейшей темноте. Что вокруг нас – хз. Очертания скал, камней и все. Начинается дождь. А нам надо где-то табориться. И кемпинга мы не находим.
Зато находим чудесную полянку около озера. Совсем рядом от дороги. На сегодня вариантов нет. Становимся тут. Десять минут: палатка стоит, матрас
надут, постель лежит. Закрываемся..... спим.
Всю ночь по палатке стучит дождь. Под утро утихает, и как только у нас возникают мысли подниматься, дождь опять начинает капать. Стоит указать,
что легли мы наверное около часа ночи по нашему времени, а может и позже. поднялись, как нам позволил прекратившийся дождь. Почистили зубы,
собрали палатку, сложили мокрый тент на клеенку в багажник и тронулись в путь уже под дождем. Жесть только начиналась, а моя Джу была уже в
шоке от ситуации, в которую мы попали. И тем не менее – мы едем вперед. Примерно в обеденное время мы паркуемся на одном из безчисленных мест
стоянок. Туалет, скамейки, мусорные баки и прекрасный вид на местную природу – это составляющие стандартной парковки на дороге в любом месте
Норвегии. Мы решили «позавтракать».
Я быстро достал все необходимое, нарезал бутеров, сообразил яичницу с помидорами, вскипятили чайку. И тут вдруг вышло солнце. Это было просто
подарком, и не столько для меня, как для Джу. Я понимал, что она начинала немного офигевать от того, куда попала. Она начала вспоминать про все
нужные теплые вещи, которые она оставила дома. Я уже как мог шутил и пытался обьяснить, что деваться некуда, и что впереди может быть только
тяжелее и сложнее. Одним словом... мы подкрепились и заварили чайку в дорогу в термос. К концу трапезы солнце спряталось и опять пошел дождь.
Классическая ситуация с погодой в Норвегии. Мы молча завидовали путешествующим на автодомах, не имевших ни каких проблем с дождем. А мы опять
на маршруте. Но то, что этот день вылетел из нашего графика, мне становилось все очевидней и очевидней. Перым нашим местом, которое мы планировали
посетить, был камень «Кьераг»: это реально огромный каменюка, чудом застрявший между двух скал, нависающими на бездной Люсифиорда. Да, вот такой
вот, казалось бы простой каменюка, но к нему каждый день идут толпы людей, дабы посмотреть на него, попрыгать на нем и, конечно же,
сфотографироваться. Маршрут к нему начинается с парковки около ресторана и смотровой площадки на сам, собственно, Люсифиорд. Парковка платная.
Но я был осведомлен о наличии чудесной бесплатной парковки на подьезде к этому месту. И точно. Вот она. Все точно, как на фото в гугле. Мало того,
что тут можно стоять сколько угодно, так от сюда еще и начинается тропа на «Кьераг», идя по которой, мы режем немалую гипотенузку на маршруте.
Вот мы и начали резать эту самую гипотенузку. Но вовремя остановились и вернулись обратно к машине. Решение такое было принято из-за того, что на
маршрут мы вышли относительно поздно, а начавшийся дождь внес дополнительные трудности в передвижении. Мы вернулись к машине и поехали искать
ближайший кемпинг. До него было около 20-ти км. Погодка была фиговенькой, хоть и не капало. Дорого, но мы все таки решили снять домик, т.к. были
немного измотаны, предыдущую ночь провели под дождем, хотелось отдохнуть, принять душь, просушить туже палатку и т.п. Заходим в домик-ресепшн.
На диване лежит здоровый мужик, седой, в очках. Смотрит телевизор огромного размера. Рядом с ним пушистый котяра. Мы тут же почувствовали, в на
сколько теплую и домашнюю обстановку мы попали. Палатку поставить стоит «столько». Домик снять стоило в пять раз дороже. Но... что это был за домик...
в малюсеньком деревянном домике все было на столько грамотно продумано, ну просто диву даешься, как тут можно шестерым спокойно умещаться. Мы,
конечно, просушили все, вкусно поели, привели себя в порядок, выспались, и утром выдвинулись опять таки на тот самый Кьераг...
Кьераг
Наша шаровая парковочка опять была пустой. Вышли.
На подьеме начал немного накрапывать дождик, но мы на него не обращали внимания. И скоро он перестал. Выглянуло солнышко, стало гораздо веселей
и теплей. Маршрут местами шел по камням, местами по достаточно отвесным стенкам. В таких местах были установлены дополнительные перила в виде
цепей, для страховки. Виды стали открываться просто головокружительные. Примерно через часа полтора мы достигли места. Чего тут рассказывать,
ребята. Смотрите сами. На обратном пути и мы с Джу построили свой тур. Они тут по всюду. Просто куда не посмотришь, везде они. Это своего рода некий
обряд, своими корнями уходящий глубоко в историю. В те времена, когда первопроходцы, открывали новые земли, они оставляли за собой сложенные из
камней небольшие пирамиды, внутри которых оставляли записки, консервы... Вот так все это и дошло до наших дней. Только теперь это имеет немного иной смысл.
Побыли на месте. Сфотографировались. Перекусили немного. И тронулись в обратный путь. По пути подошли к снежнику, по которому я побегал босиком.
Прохладненько, однако... Вернулись к машине. Парковочку с нами делили еще 4 машины. Мы переоделись. На речке я вымыл обувь. Выпили кофе,
подкрепились печенькой. И как только сели в машину начался дождь. Это было очень смешно. Но нам он уже был не страшен. Мы взяли путь на Прекештулен.
Прекештулен. Кафедра проповедника
Добрались до основной дороги, и взяли курс на первый наш местный паром. Паромы в Норвегии - это местные швейцарские часы. Четко работают.
Объехав с юга известный уже нам Люсифиорд, на пароме мы перебрались на его северную сторону. И вот уже мы на кемпинге недалеко от нашей следуюшей
достопримечательности. Таборимся. Погода отличная, готовим вкусный ужин, отмечаем приезд на новое место. Имеем доступ к Сети. Посылаем в мир сообщения.
Утречком не залеживаемся. Принимаем душь, готовим завтрак и сворачиваем лагерь. Покидаем кемпинг. Через несколько километров
пакуемся на парковке около начала маршрута на «кафедру». Место большое, парковка платная: заезд свободный и при выезде платишь.
Все организовано просто отлично. Большой чистый туалет, везде все убрано, висят информационные щиты. Ребята/девчата напрвляют
тебя на парковочные места.
Светит солнце, настроение отличное и мы начинаем подъем. Народу немало. Все выходя из машин переодеваются в трекинговую обувь,
одежду и т.п. Идут все: и стар и млад, с собаками, с грудными детьми, пенсионеры и дети. Начало маршрута – подьем. Местами из камней
выложена лестница, местами деревянные настилы, местами просто тропинки, кое-где мостики.
Выходим на место. О-гоо... впечатляет, однако. Внушительных размеров, почти квадратный утес, обрывается в голубую морскую бездну... место,
конечно, просто сносит голову. Надо заметить, что с погодой нам просто отлично везет. Ночью немного капало, но под утро все было прекрасно.
Напомню, что масса достопримечательностей Норвегии находятся в стороне от дорог.
Их посещение исключительно пешеходное. Подъехал, поставил машину и вперед пешочком.
Вернувшись с Прекештулена, мы погрузились в машинку и взяли курс на городок Одда. Генерально мы двигались на север.
Лотефоссен
По дороге в Одду мы проезжаем мимо одного из самых известных водопадов в Норвегии – Лотефоссен. Его называют «двойной»
водопад и он действительно таков. Гудит очень сильно, воды извергается огромное колличество. Красивое, сильное место.
В город мы приехали относительно под вечер и остановиться в местном кемпинге не получилось, т.к. тот был полностью забит.
Пару тройку мест можно было найти, но без романтики и комфорта. А мы так не любим. Немного вернулись обратно по дороге
и заехали на иной кемпинг, который был почти пустой. Тут чудесно и переночевали.
Одда
Утро было пасмурным, но все явно шло к улучшению погоды. Так и случилось. По пути в город можно
было наблюдать отроги лелника национального парка «Фолгефона». Впечатляюще, конечно, слов нет.
Опять заехав в Одду, мы запарковались чуток в стороне и пошли на прогулку. Зашли в местный информационный туристический пункт.
Взяли кое какие проспекты. Уточнили маршрут на предстоящий «язык Троля» /«Трольтунга»/ и нам стало понятно, что сегодня мы ни куда не успеваем.
Я принял решение не гнать коней, ибо маршрут был достаточно тяжелый и занимал много времени. До пяти и больше часов в одну сторону.
Поздно было выходить сегодня на маршрут. Ко всему остальному до него надо было еще доехать. Это заняло бы еще час времени.
Одним словом, мы вооружившись информацией, немного погуляв по городку, пофотографируя,
заехали на Одда-Кемпинг, нашли там свободное место и затаборились.
Погода была просто прекрасная, на солнышке буквально было жарко. Установили лагерь, и я пошел пытать счастья на рыбалке.
20НОК стоило разрешение на рыбалку. Предупредили, правда сразу, что рыбы в озере мало. Но это не имело ни какого значения.
Важен был процесс. Вода была холонючая. Часок другой я покидал блесну, и как ожидалось, ни чего не поймал.
![[Зображення: 9eb9c69550c4.jpg]](http://s019.radikal.ru/i626/1410/3f/9eb9c69550c4.jpg)
это мой норвежский девайс ))
Джу отписывалась по почте. На обед сообразили легенький супчик. Одним словом – все было чудесно. Сегодня в кемпинге мы встретили наших
земляков, киевлян. Они живут и работают в Бельгии. Были на своем местном авто. Вечер провели за разговорами в палатке. Здорово, однако…
Как стали укладываться начался дождь и шел почти всю ночь. Что и сказать – нормальная Норвежская погода
Язык Троля
Я до конца не понимал, что делать, если идет дождь: идти на маршрут или нет. Т.е. выход в дождь – откровенное обрекание себя на жэсть.
Со мной - так ладно, а вот Джу, по-прежнему, тяжело переносила все тяготы и лишения столь долгожданного отпуска. На парковку около
«Трольтунги» мы подьехали далеко не первыми. Там уже стояло около полусони авто. Забежали в туалет, оплатили парковку на 12 часов,
кинули необходимое в рюкзак и вышли на маршрут.
Первый километр его был сплошным подъемом, при том с серьезным градиентом. Местами на тропе исполена лестрица из камней, но с достаточно
высокими ступенями. Местами были накинуты веревки в виде перил, для страховки. Т.е. тропа достаточно серьезная. Для меня, закаленного Карпатами,
11 км в одну сторону не было чем-то серьезным. Но тут все было немного по-другому.
Тут находится остатки фуникулера, по лестнице которого некоторым, судя по отчетам, удавалось подниматься наверх. Тут три с лишним тысячи
ступенек. Но везде написано, что проход сюда запрещен и ни кого ни куда не пускали. А главное – мне приходилось идти медленее своего темпа,
т.к. я постоянно ждал Джу. И это было, увы, главным утомляющим фактором для меня. Погодка стала налаживаться и вскоре выглянуло солнышко.
Тут же стало теплее и приходилось с себя снимать курточки.
За ближайшие 4 часа погода менялась постоянно, и одеваться/раздеваться приходилось часто. Все из-за отсутствия грамотной трекинговой
одежды. И не только правильной одежды нам не хватало. Нам не хватало правильной обуви. У меня она была, но я ею принебрег.
Через каждый километр маршрута, мы встречали таблички, напоминающие нам про пройденный путь и про оставшийся. Весь маршрут отлично
маркирован. Сбиться нельзя. Шли долго. Около 4 часов в одну сторону. Много разговариавали. Я пел песни и читал стихи, пытаясь как-то
поддерживать «боевой» дух у нашего мероприятия в целом, и конкретно у Джу.
Рассказывал ей про историю покорения Эвереста, про Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея... Эти рассказы реально
отвлекали ее от монотонного «топ-топ», и я очередной раз радовался каждой километровой табличке.
К «языку» подошли уже порядком подуставшие. У нас был горячий чай и шоколад. Мало взяли с собой. Но и то что было - очень помогло.
Свою порцию я отдал Джу. Ну что вам сказать. Да, простой кусок скалы, торчащий из горы. Согласен – необычно. Находится в конкретной Ж.
Красиво и величественно.
Стоит ли сюда идти – решите для себя сами. Для настоящих туристов есть отличный вариант посещения этого места с ночевкой по пути.
Паркуешь внизу авто, поднимаешься наверх и посередине маршрута останавливаешься на ночь. Утречком свеженьким, на легке, в полном
отсутствии кого бы то ни было, посещаешь обьект и спокойно возвращаешься в лагерь, собираешь вещи и топаешь к машине.
Очень грамотный подход для посещения «Языка».
Но подготовленным людям можно планировать все пройти одним махом. Тут много чего зависит, опять таки, от погоды. А мы подкрепились
и стали в очередь на фотографирование. Запечатлелись. Начинало немного холодать из-за того, мы перестали двигаться. Группы туристов,
по очереди делают фото сессии и кое кто уже отчаливает в обратный путь.
Надо напомнить, что обратный путь так же составлял 11 км и надо понимать, что идти обратно гораздо труднее, особенно вниз.
И это мы испытали по полной. На последней трети пути при ярком солнце начал накрапывать дождик. И шел он почти до конца маршрута.
Последние пару километров было сухо и одежда сама на нас высохла.
Последний километровый спуск окончательно убил остатки наших сил. Я спустился полуживой, отчасти напомню из-за того, что медленно шел,
а Джу спустилась просто мертвой. Попили водички, перевели дыхание и отчалили в сторону городка Кинсарвик. Заехали в первый же попавшийся
кемпинг и сняли на ночь простой домик. Кемпинг находился на возвышении, и из окна нашего жилища открывался просто таки обалденный вид на
фиорд, что был у нас «под ногами». Согрелись. Поужинали.
Начали восстанавливать и моральные и физические силы. Глоточек виски всегда поднимает настроение и ты перестаешь замечать усталость
и некую грусть. Как только поселились, начал накрапывать дождик, и забегая вперед скажу, что шел он всю ночь до утра включительно.
Утром уезжали под ливнем
Уезжали мы просто под ливнем. Но, как и водится в Норвегии, через пятьнадцать минут, при вьезде в город Кинсарвик дождь сменился
солнцем и все сразу стало хорошо ))) В Кинсарвике мы купили немного продуктов и легли на маршрут в сторону городка Берген.
Дорога была относительно не близкая, но какое это имело значение. Дороги потрясающе красивые, завораживающие виды, прекрасные
парковки для отдыха, неспешный скоростной режим. На этом участке было масса тоннелей. Один городок Восс чего стоит, с его потрясающими
парками и набережной. Одним словом, с парочкой перекуров мы доехали до Бергена.
Городок этот известный тем, что в прошлом он был столицей этого королевства, а так же первым городом, построенным полностью из дерева.
Старая центральная его часть таковой и осталось, и на сегодня находится под присмотром Юнеско. Она конечно, и является изюминкой этого города.
Такой же, как и большой рыбный бараз, что находится тут же, рядом.
Мы, конечно, облазили все вокруг да около, получая неописуемое удовольствие от архитектуры, улочек, дворов и т.п.
Известный музыкант Эдвард Григ, в свое время был тут главным человеком по ловле трески. Как все сплетено, однако ....
Стоит отметить, что к этому времени мы изрядно проголодались и решили, что надо бы отметить посещение такого красивого места какими-то
ресторанными вкусностями. Немного отойдя от ценртальных шумных улиц, мы нашли чудесный, относительно не дорогой ресторанчик.
«Относительно не дорогой» - в Норвегии штука очень условная, и тем не менее, он был действительно не
дорогой относительно подобных заведений, что были пару тройкой кварталов ближе к центру.
Потрясающее обслуживание и такое же угощение ожидало нас в ближайший час. Форель, китовое мясо, гарниры и салат.
Не буду долго задерживаться на этом месте. Было просто волшебно. В маленьком уютном дворике, мы закончили трапезу
двумя капучино и медленно потопали к машине.
Подойдя к ней мы обнаружили, что вся площадка, где мы изначально стояли одни, была заполнена запарковавшимися авто.
Контрольное фото на память и в дорогу. Ехали мы буквально обратно. Нам нужен был все тот же городок Восс, но к нему мы
поехали другой дорогой, вдоль Хардангенфиорда. И она так же была фантастически красвой.
По пути у нас было еще несколько достопримечательностей. Первая - это был водопад Фоссенбрайт. Место это представляет собой некий перевал, с которого собственно, сам водопад и ниспадает.