ПРАВИЛА:
Вместе выехали, вместе вернулись. Наши люди своих на войне не бросают…
1. Подготовка к участию в колонне. Формирование колонны. Общие правила движения в колонне.
1.1. Каждый участник перед участием в колонне обязательно проверяет следующие параметры своего автомобиля
1.1.1. Работу стеклоочистителей, исправность всех ламп внешней световой сигнализации
1.1.2. Давление в шинах.
1.1.3. Наличие топлива в баке
1.2. Для формирования колонны определяется время и место общего сбора участников колонны. Выбираются ведущий колонны и замыкающий. В случае разделения общей колонны на группы все правила по аналогии действуют для групп. При наличии нескольких комплектов радиосвязи все комплекты настраиваются на одну частоту.
1.3. Движение всех участников колонны по возможности не противоречит требованиям ПДД.
1.4. Во время движения соблюдается безопасная дистанция и удобный для всей колонны скоростной режим.
1.5. Движение колонны по возможности осуществляется по крайней правой полосе.
1.6.
]На автомобилях колонны в обязательном порядке включен ближний свет фар и/или передние противотуманные фары (при наличии). Задние ПТФ фонари допускается включать только в условиях недостаточной видимости.
1.7.
Каждый участник колонны следит за состоянием движения двигающегося сзади него участника. В том случае, если в пути произошло разделение колонны (светофоры, перекрестки и т. д.), последняя машина в ведущей части колонны включает аварийную сигнализацию, информируя впереди идущие машины о разрыве колонны. Следующие впереди также включают аварийную сигнализацию, после чего ведущий колонны ищет безопасное место для остановки всей колонны. После сбора колонны замыкающий сигналом клаксона информирует о том, что колонна собрана; ведущий колонны, а за ним все участники начинают движение.
1.8.
Каждый участник колонны совершает маневры на свой страх и риск, руководствуясь помощью сигналов других участников, но оценивая дистанцию и опасность маневра самостоятельно.
2. Обгон, маневрирование
2.1.
В колонне запрещается:
2.1.1. Без необходимости совершать обгоны внутри колонны.
2.1.2. Обгонять ведущего колонны
2.1.3. Препятствовать обгону колонны другими участниками движения, а также препятствовать въезду в колонну других участников движения.
2.1.4. Без необходимости выезжать из занимаемой полосы следования колонны.
2.2. Порядок выполнения обгона (с выездом на полосу встречного движения):
2.2.1. Убедившись в безопасности обгона ведущий колонны включает левый указатель поворота и начинает маневр. При принятии решения на обгон, ведущая машина учитывает, что за ней движется колонна и старается предусмотреть время и дистанцию минимум на одну, следующую за ней машину.
2.2.2. После опережения обгоняемого транспортного средства в случае отсутствия встречного транспорта водитель ведущего автомобиля сохраняет движение по встречной полосе, оставляя включенным левый указатель поворота, показывая тем самым следующему за ним участнику отсутствие встречного транспорта и возможность совершения им обгона.
2.2.3. Включение правого указателя поворота ведущей машиной сразу после опережения обгоняемого транспортного средства сигнализирует следующим за ним участникам о наличии встречного транспорта. В этом случае ведущий автомобиль завершает обгон, а следующий за ним участник начинает маневр позднее, самостоятельно оценивая ситуацию.
Примечание: если едущая впереди Вас фура (или просто медленно едущая машина) вдруг, не снижая скорости, включает правый указатель поворота и (или) немного смещается вправо, - она Вас пропускает, и показывает, что впереди на встречной свободно (есть окно для обгона).
2.2.4. После обгона водитель ведущей машины старается отдалиться от обгоняемого автомобиля, давая место для совершения обгона следующим за ним участникам.
2.2.5. Обгон другими участниками выполняется по аналогичной схеме.
2.2.6. После завершения обгона транспортного средства замыкающий колонны не забывает поблагодарить пропустившего 2-кратным миганием аварийной сигнализацией.
2.3. Порядок маневрирования (перестроение без выезда на полосу встречного движения):
2.3.1. В случае наличия впереди идущего транспорта перестроение начинает ведущая машина, включив соответствующий сигнал указателя поворота.
2.3.2. Если ведущий колонны находится в пределах прямой видимости замыкающим, замыкающий также начинает маневрирование, давая возможность безопасного перестроения впереди идущим участникам.
2.3.3. В случае если колонна создает помехи движению идущего сзади транспорта (о чем свидетельствует мигание сзади идущим автомобилем сигналов дальнего света), замыкающий колонны включает правый поворот, перестраиваясь в правую полосу. Все впереди идущие участники также перестраиваются в правую полосу.
3. Остановка в пути
3.1. Запланированные остановки осуществляются только в стороне от проезжей части на специально отведенных для остановки местах.
3.2. В случае необходимости вынужденной остановки автомобиль, по причине которого совершается остановка, включает аварийную сигнализацию, вся колонна перестраивается на обочину, останавливается, не создавая препятствий движению других транспортных средств, участники колонны включают аварийную сигнализацию.
3.3. После полной остановки экипажу ведущей машины сообщается причина остановки, согласовываются дальнейшие действия.
3.4. После устранения причины остановки (либо принятия решения о продолжении движения) колонна начинает движение за ведущим колонны, не создавая помех другим участникам движения.
3.5. В случае остановки одного из участников колонны сотрудниками ДПС вся колонна останавливается на обочине в разрешенном ПДД месте после автомобиля ДПС (поста КПМ). После устранения причины остановки колонна продолжает движение. Участник, который был остановлен сотрудниками ДПС, занимает место в колонне перед замыкающим.
4. Использование средств радиосвязи
4.1. В случае наличия средств радиосвязи (раций) обязательно их использование в автомобилях ведущего и замыкающего колонны.
4.2. Ведущий колонны информирует участников о возникающих впереди заторах, авариях, запланированных остановках и пр. Замыкающий информирует о возможных перестроениях, связанных с обгонами колонны другими участниками движения, о вынужденных остановках и пр.
Вождение в ночное время
Готовя автомобиль к ночному вождению, проверьте все световые приборы, чистоту их стекол. В полном порядке должны быть стеклоочистители, зеркала заднего вида. Летом во время движения о стекла разбивается огромное количество комаров, мушек, ночных бабочек. Грязное стекло не только затрудняет видимость, оно еще и рассеивает свет фар встречных автомобилей. Не пытайтесь очистить стекла стеклоочистителем — щетки размажут грязь по стеклу, ухудшив без того неважную видимость. Струи воды из омывателя делу не помогут. Оптимальный вариант — остановиться и основательно промыть ветровое стекло и фары водой, затем протереть. Неплохо иметь для этих целей специальные препараты для мойки и чистки стекол.
Останавливаясь на неосвещенных участках дороги или улицах, оставляйте включенными габаритные фонари.
При движении в колонне, группе пользуйтесь ближним светом фар, переходя на дальний в случае крайней необходимости. Оказавшись в роли лидера и ощутив действие слепящих лучей едущего за вами автомобиля, помигайте стопсигналами, противотуманными фонарями, напомнив тем самым, что коллега должен переключиться на ближний. Ночью обгоны более трудны, чем днем, и лучше уж двигаться в группе, избегая частых перестроений и маневров. Едущий впереди автомобиль кроме пассивного «поводыря» является еще и активным предохранителем. Водитель его, просматривая дорогу, выбирает безопасные и наиболее выгодные траектории движения, первым реагирует на осложнение дорожной обстановки, уменьшая психическое и зрительное напряжение следующих за ним водителей.
Чтобы обгон не осложнил дорожной обстановки и не привел к печальным последствиям, придерживайтесь следующего порядка:
• приближаясь к идущему впереди автомобилю, переключитесь на ближний свет фар;
• удостоверьтесь, что знаки и разметка не запрещают обгона;
• оценив обстановку впереди и убедившись в безопасности маневра, включите сигнал левого поворота (ночью предупредительные сигналы особенно важны);
• выезжайте на соседнюю полосу движения, увеличивайте скорость движения, двигайтесь по этой полосе до тех пор, пока не увидите обгоняемый автомобиль в зеркале заднего вида;
• поравнявшись с обгоняемым, переключите ближний свет на дальний — ему это никак не помешает, а вам поможет лучше оценить обстановку впереди;
• возвращайтесь на свою полосу, подав сигнал правого поворота;
• вернувшись, продолжайте движение с дальним светом, если, конечно, нет встречного транспорта и нового лидера перед вами.
Отправляясь в поездку или продолжая движение ночью, четко определите маршрут. Неожиданные повороты, изменение типа покрытия и т.д., на незнакомой дороге неприятны и днем, ночью же опасны вдвойне. Особое внимание следует уделять движению на дорогах, имеющих сужение проезжей части и ограждения, поскольку в темное время суток человек воспринимает геометрические размеры объемов далеко не так точно, как днем. При движении по мостам ослепленному светом фар встречного автомобиля водителю очень трудно определить расстояние до ограждения и его габариты. В результате здесь нередки наезды на бордюр или съезд автомобиля с дороги. Уделите повышенное внимание крутым поворотам дорог, даже имеющим освещение с обеих сторон. Фонари на внутренней обочине дезориентируют водителя. При движении со светом фар особенно неприятными бывают ощущения, когда после длинного, многокилометрового прямого участка дороги встречается поворот малого радиуса. Кажется, что дорога обрывается в сотне метров перед автомобилем, а дальше — пустота. Эта иллюзия кажется особенно реальной, когда за поворотом дорога идет под уклон. Во время ночной езды будьте готовы и к таким ситуациям. Главное — не теряйте самообладания, постоянно контролируйте скорость движения и дистанцию, не полагайтесь на интуицию, чаще смотрите на стрелку спидометра. Особую бдительность нужно проявлять при движении в населенных пунктах вдоль бульваров, разделительных полос, остановок общественного транспорта и других мест, где высока вероятность появления на проезжей части пешеходов. Повышенную опасность имеют для водителя и места пешеходных переходов, так как ночью пешеходы неправильно определяют расстояние до едущего автомобиля и скорость его движения. Все это приводит к тому, что большая часть происшествий здесь и происходит. Примерно то же можно сказать относительно остановок общественного транспорта, у которых ночью, особенно на неосвещенных улицах, очень трудно прогнозировать возможные действия пешеходов. К тому же свет из салона автобуса и свет его габаритных фонарей полностью «экранируют» зону за автобусом. Положение усугубляется тем, что пешеход, освещенный светом фар, твердо уверен, что хорошо виден водителю автомобиля, хотя это далеко не так. Пешеход в темной одежде сливается с окружающей местностью и становится видимым для автомобилиста всего за 25- 30 метров. Это расстояние при скорости движения 60 км/ч автомобиль проходит менее чем за две секунды — слишком мало для принятия каких-либо мер. Правильно выбрать безопасную скорость движения достаточно сложно, особенно когда вокруг горят фонари, светят окна домов и кажется, что вы едете в каком-то светлом коридоре. Этот коридор весьма опасен, так как контраст освещенных и затемненных зон очень велик. И когда пешеход неожиданно выходит из затемненной зоны на освещенную, расстояние до него оказывается слишком малым, чтобы избежать наезда. Самое основное — двигаться медленнее, чем днем. Держаться как можно дальше от затемненных зон, которые невозможно просмотреть достаточно далеко. Нарушая правила пользования световыми приборами, иногда на короткое время включать дальний свет фар, чтобы просмотреть неосвещенное пространство. Мы говорим об особенностях движения в темное время суток, то есть ночью, но, как показывает опыт вождения, наиболее трудными и опасными являются вечерние и предрассветные сумерки — когда ночь переходит в день и наоборот. В это время видимость становится плохой, а свет фар еще или уже неэффективен. Можно какое-то время ехать с включенными только габаритными фонарями и, напрягая зрение, внимательно всматриваться в серую даль, но это — не лучший вариант. Оптимальное решение — остановиться на полчаса и переждать «переходный» период, уделив это время отдыху или осмотру автомобиля.
Некоторые дополнения:
Нередко водителям, имеющим моторизированных друзей или знакомых, приходится как в городе, так и по дорогам ездить в группе, состоящей из двух-трех и более автомобилей. При движении такой группы в условиях интенсивного городского движения у водителей обычно возникает проблема не потерять друг друга в потоке транспорта, а при езде за городом не отстать друг от друга на такие расстояния, когда длительное отсутствие на виду партнеров по поездке вызывает беспокойство и замедляет темп движения.
Если при движении по городу в вашей группе оказывается два-три автомобиля, нет смысла зажигать предупредительный свет фар и двигаться плотной колонной. Желательно, чтобы ведущим группы был более опытный водитель, естественно, знающий дорогу. Двигаясь впереди, он не должен интенсивно разгоняться и тормозить. Вести колонну нужно, по-возможности, вне скопления автомобилей, пораньше включать сигналы поворотов перед перестроением и т.д. В общем, ведущему нужно заботиться не столько о себе, как о тех, кто движется за ним. На подъезде к перекрестку ведущий должен оценить, успеют ли его ведомые проехать перекресток при зеленом сигнале светофора. Если в этом возникают сомнения, заранее снизить скорость и приехать к светофору на желтый или красный свет.
Как правило, чтобы четко выполнять свои обязанности, ведущему приходится двигаться с пониженной скоростью, но слишком не надо этим увлекаться, так как такая мини-колонна начинает мешать движению и езда в ее составе становится опасной. Надо, по-возможности, также избегать обгонов с выездом на полосу встречного движения. Если же несмотря на все старания, ведущий оторвался от ведомых, он должен при первой возможности подождать их, снизив скорость движения. Останавливаться, например, в том случае, если один из ведомых не успел проехать перекресток на разрешающий сигнал светофора для ожидания нежелательно, т.к. при многорядном движении отставший может просмотреть своих товарищей, ну а если же это не произойдет, то новое формирование колонны на оживленной улице вызовет дополнительные трудности. Будет проще, если ушедшие вперед автомобили будут двигаться медленно. В этом случае отставшему не придется ехать с повышенной скоростью и будет легче их заметить, поскольку основной поток машин окажется впереди.
Основная задача ведомого - держаться за ведущим на достаточно близком, но безопасном при данных дорожно-климатических условиях расстоянии. Включать сигналы и начинать перестроение он должен одновременно с ведущим. Ни в коем случае нельзя пытаться проскочить перекресток на желтый или красный свет в случае ошибки ведущего, а решение о продолжении обгона, начатого ведущим с выездом на полосу встречного движения или на резервную (среднюю) полосу ведомый должен принимать абсолютно самостоятельно. При этом нужно помнить, что обгоны за компанию отличаются повышенной опасностью. Точно также надо поступать при выезде на улицы из проездов и при пересечении нерегулируемых перекрестков в условиях ограниченной видимости.
При движении по загруженным и узким загородным дорогам ведущий должен постоянно помнить, что если он движется со скоростью 80-90 км/час, то, например, третьему ведомому, чтобы иметь в поле зрения других участников группы, приходится сплошь и рядом развивать скорость под 120 км/час. Для того, чтобы облегчить и максимально обезопасить обгоны для своих партнеров, ведущий должен обладать большим опытом загородной езды и хорошим динамическим глазомером, поскольку приходится оценивать скорость и расстояния до встречного транспорта на значительно большем удалении.
Последнему из ведомых на загруженной дороге также выпадает сложная задача удержаться за партнерами по движению, поэтому им должен быть опытный водитель на исправном автомобиле желательно с приемистым двигателем. Формируя колонну для поездок на большие расстояния, нужно заранее расставить всех по местам с учетом уже упомянутых факторов и не менять местами участников поездки без надобности или по их личному желанию. Продолжительная групповая езда на дальние расстояния вызывает много неразберихи и трудностей при отсутствии между участниками движения визуальной оперативной связи.
Различные обстоятельства, которых во время дальней дороги возникает более чем достаточно, заставляют любого из водителей менять режим движения, останавливаться и если он хотя бы в общих чертах не может проинформировать о своих намерениях других участников поездки, начинаются догадки, выяснения, незапланированные остановки и даже возвращения назад. В результате средняя скорость колонны резко падает и вся группа катострофически отстает от графика. Чтобы исключить появляющуюся при этом излишнюю нервозность, которая в конце-концов может испортить впечатление от любой поездки, необходимо разрабатывая маршрут, наравне с планом заправок и остановок, составить код для переговоров между водителями. Каким он будет - это дело самих участников, но чтобы не путаться в принятой и согласованной участниками сигнализации, листочки с расшифровкой сигналов должны иметь под рукой все водители и те из пассажиров, которые выполняют обязанности штурманов.