http://www.domik.net/mod/main/news/id192119283/
Что нужно знать автомобилисту о парковке в столице
За последние годы количество автомобилей в Киеве существенно увеличилось. Вместе с этим намного большую масштабность приобрели проблемы пробок, нарушения ПДД, и конечно же - парковок. В результате - блокировка колес, ряды легковушек под жилыми домами, срабатывание сигнализаций среди ночи, сомнительные стоянки и тарифы.
Парковка по правилам
"В большинстве случаев парковки в наших городах - не возможность комфортно расположить автомобиль без неудобств для окружающих, а очень выгодный и не затратный бизнес для лиц, имеющих тесные отношения с властями", - говорит руководитель общественной организации "Комитет прямого действия" Дмитрий Гнап. По информации эксперта, с 10 гривен, заплаченных за час парковки в центре Киева, городская казна получает всего 30 копеек. Остальную сумму руководство коммунального предприятия "Киевтранспарксервис" тратит по своему усмотрению.
Согласно Решению Киевгорсовета № 1051/1051, парковка осуществляется только в отведенных или специально оборудованных местах. "Це місця для паркування транспортних засобів, розміщені на проїжджій частині доріг чи за її межами, визначені відповідними дорожніми знаками, можуть мати дорожню розмітку, можуть бути оснащені спеціальними пристроями для контролю часу і способу паркування, сплати збору і послуг паркування, необхідним технічним обладнанням для запобігання викраденню транспортних засобів (огорожею, в’їзними та виїзними бар’єрами, шлагбаумами, приміщеннями для охоронців тощо)." Г-н Гнап советует внимательно посмотреть, где находятся знаки платной парковки. Вне действия знаков парковщики бессильны. Если только речь не идет о центре Киева - как известно, в нем действует "суцільна зона паркування". Наличие же разметки не обязательно.
А вот стоянка на тротуаре разрешена только в тех местах, где установлены дорожные знаки с соответствующими табличками. Либо, если таких табличек нет, то парковаться на любом тротуаре можно легковым автомобилям и мотоциклам при условии, что для движения пешеходов остается по меньшей мере два метра (п. 15.10 ПДД).
Дворами темными
Парковка во дворах жилых домов - больная тема, особенно для соседей владельцев автомобилей. Да и сами не пожелавшие раскошеливаться на стоянку автолюбители жалуются на плохой сон - то за наличие автомобиля на выбранном для ночевки месте переживают, то скрип острых предметов в руках мстителей об капот любимой машины им чудится.
Бывает, и поругаются соседи за право ставить автомобиль в определенном месте. А ведь такое негласное "закрепление" за собой мест для импровизированной стоянки во дворах - на самом деле, самоуправство.
Право на парковку в определенном месте возле дома автомобилист имеет, только если эта часть земли - его частная собственность, подтвержденная соответствующим актом. Или же если придомовая территория является собственностью созданного в доме ОСМД, и данному человеку на собрании объединения этот участок отвели в пользование под парковку.
При возникновении конфликтных ситуаций Дмитрий Гнап рекомендует попросить человека, присвоившего себе место, показать документы, дающие ему право парковать машину только в этом месте.
Еще одно чудо техники - "парковочные барьеры". Аналогично, их установка законна только в случае наличия территории в частной собственности. В иных случаях происходит ни что иное, как ограничение пользования другими лицами частью территории.
В случае создания в многоквартирном доме ОСМД и взятии на баланс придомовой территории, собственники квартир между собой могут договориться о пользовании такой территорией, в том числе и установить "парковочные барьеры". Кроме этого, нужно учесть, что установление таких барьеров может создавать трудности дорожному движению, за что ст. 139 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Эвакуаторы: нас мало, но мы в тельняшках
На улицы Киева вернулись эвакуаторы. Правда, в количестве всего двух штук. Но правила эвакуации ужесточились: теперь забрать автомобиль могут не только за неправильную парковку, но и за езду без прав, опасные грузы, на которые нет разрешения, за нетрезвое вождение, и даже за перевозку иностранцев с нарушениями правил их пребывания в стране.
Все эти основания даны милиции статьей 265-2 КоАП. "Но теоретически трудно себе представить, чтобы вашу машину забрали прямо из двора, если в ней вдруг сгорели лампочки в фарах. Или если вы подвезли домой беженцев из Средней Азии. Таких фактов еще не было. Да и вряд ли милиция будет это делать, хоть закон и предусматривает такую возможность", - считает Дмитрий Гнап. При этом совершенно справедливой можно считать эвакуацию автомобиля, если он блокирует (или затрудняет) движение других машин. Особенно, если это въезд-выезд со двора, подъезд к дому для автомобилей скорой помощи, пожарных и т. д.
Интересный аспект: при парковке под знаками "Остановка запрещена" или "Стоянка запрещена" применять эвакуатор ГАИ не имеет права.
По информации СМИ, у столичной мэрии есть еще 27 эвакуаторов. Они начнут работать на улицах, как только ГАИ согласует с властями детали сотрудничества. Также эвакуаторы планируют оснастить системами GPS.
Согласно постановлению КМУ от 17.12.2008 № 1102, с автомобилиста-нарушителя имеют право брать деньги за услуги эвакуатора и за хранение авто на штрафплощадке. Но только сотрудники ГАИ, а не разных коммунальных предприятий. И только за те нарушения, которые предусмотрены вышеуказанной статьей 265-2 КоАП.
А вот деньги, уплаченные блокираторщикам за снятие с колеса машины "краба", можно попытаться вернуть. Если осталась квитанция об оплате "услуг" блокираторщиков, эти деньги можно вернуть, потребовав в суде и возмещение морального ущерба. "Из нашей практики - суды выносили решение в пользу водителей о компенсации морального ущерба на 1000 грн. Больше - не получится, это не США", - объясняет Дмитрий Гнап.
Кстати, не забудьте использовать припасенные парковочные талоны, с 1 января 2010 года действовать будут только новые, без возможности обмена.