(02-04-2018 15:31)m.dreval : П.С. И еще кстати.
В 2010 году в Словакии был отмечен самый высокий темп
роста реального ВВП среди всех стран Центральной и
Восточной Европы, благодаря высокому спросу на словацкую
продукцию, экспортируемую в Западную Европу. Этому
росту способствовали высокая производительность труда
и современное промышленное производство.
Объясните мне, Вадим, как Словакия при такой коррупции могла иметь самый высокий темпроста реального ВВП?
Может Украине все-же не стоит искать прям панацею в антикоррупционных органах власти?
В 1998 році до влади прийшла Словацька демократична коаліція — реформаторська команда об’єднаних партій під керівництвом прем’єр-міністра Мікулаша Дзурінди.
...
Незважаючи на те що реформи відбувалися протягом семи років,
Словаччина досягла видимих ефектів дуже швидко, що дало змогу уряду Дзурінди переобратися на ще один термін.
...
У 2002 році Дзурінда формує другий кабінет, який уже зосередився не так на стабілізації економічної ситуації, як на реформах. Уряду вдалося провести всі типові для постсоціалістичних країн реформи, зокрема й медичну, а також започаткувати антикорупційні ініціативи, однак найпомітніших успіхів було досягнуто саме в економіці. Заступник прем’єра, а пізніше міністр фінансів Іван Міклош зосередився на лібералізації податкової системи країни та спрощенні адміністративних процедур. Саме це разом із фіскальною децентралізацією створило передумови для швидкого зростання іноземних інвестицій і, як результат, стрімкого розвитку економіки. Інвесторам імпонував баланс між простою податковою системою, дешевою робочою силою та зручною логістикою. Тож виробництва не переносилися в азійські країни й залишалися в безпосередній близькості до споживачів. І водночас не виникало й проблем із втратою додаткової вартості на зарплатах чи податках.
Податок на прибуток фізичних та юридичних осіб було зведено до 19%, так само до 19% було стандартизовано й ПДВ.
...
Масштабне спрощення податкової системи та серйозні наміри реформувати як економічну, так і політичну систему Словаччини не залишилися поза увагою інвесторів. Від початку 2000-х спостерігається масове перенесення східноєвропейських виробництв на територію країни. Дешева робоча сила та один із найпростіших податкових режимів у ЄС (з погляду адміністрування, а не ставок) приваблюють європейських промислових гігантів. І 2000-го по 2006-й приплив іноземних інвестицій збільшився вшестеро, а загальна їх сума становила близько $18 тис. на особу. На сьогодні країна є світовим лідером за кількістю вироблених автомобілів на особу, при цьому Volkswagen, Peugeot та Kia Motors перенесли до країни повний цикл виробництва (прим. в 2018 - з'явиться завод компанії Jaguar Land Rover за 1 млрд фунтів).
У Словаччині також облаштувалося серійне виробництво електроніки компаній Samsung, Sony, Whirlpool та німецького гіганта Siemens.
...
Валовий регіональний продукт Братислави становить 188% середнього по ЄС, тоді як показник на сході Словаччини — 54% середньоєвропейського. Таким чином, безробіття та середній дохід мешканців сходу й заходу можуть різнитися в рази, що призводить до соціального напруження в східній частині Словаччини.
...
Понад 40% промислового виробництва припадає на автомобілебудування, а частка цієї галузі в експорті становить близько 25%. Таке співвідношення робить країну залежною від попиту на продукцію автомобілебудування на європейському ринку. Загальна частка машинобудування та електроніки в експорті сягає 47%, решта галузей (хімічна промисловість, паливо, харчові продукти та сировина) мають набагато менші показники.
...
Іншими передумовами стали зручне географічне (з погляду логістики європейських підприємств) та геополітичне (країни регіону мали на меті євроатлантичну інтеграцію, що підтримало в цих прагненнях і Словаччину) розташування. Крім того, важливу роль відіграв компроміс політичних еліт, що дав змогу провести реформи. Коаліція після виборів 1998 та 2002 років складалася з партій різного політичного спектра й об’єднувалася переважно на опозиційних до колишньої популістської влади позиціях.
Саме через високий рівень мобілізації незадоволеного реформами електорату Словацький демократичний і християнський союз (сформований на базі Словацької демократичної коаліції) у 2014-му втратив владу й на парламентських виборах у 2016-му навіть не подолав 5% бар’єра.
Вже після повернення до влади Фіцо в країні двічі, у 2016 та 2017 роках, відбулися масові протести проти корупції в уряді. Корупція, відповідно до звітів Єврокомісії, справді залишається однією з найнагальніших проблем Словаччини.
...
Загалом порівняно нечисленне населення (5,5 млн) стало однією з передумов швидкого стрибка, який вдалося зробити економіці країни.
...
Словакия не Украина?
С 1993 по 1999 год в страну зашло всего $ 2,4 млрд прямых иностранных инвестиций. За последующие семь лет - $ 23 млрд. Этот капитал развил новые для государства отрасли. Словакия фактически с нуля стала одним из самых мощных автопроизводителей Европы. В страну пришли французские, немецкие и корейские автопроизводители.
...
Одна из ключевых экономических реформ страны - упрощение налоговой системы и новая кадровая политика. Власть избавилась от чиновников старой автократической закалки. В минэкономики и минтруда были наняты прогрессивные сотрудники из Ассоциации предпринимателей и Ассоциации налогоплательщиков Словакии.
Гамжик в начале 2000-х был одним из руководителей правительственной коалиции. Он рассказывает, что запутанная система налогообложения за несколько лет была кардинально упрощена. Но это были очень трудные несколько лет. Левые партии оказывали тотальное сопротивление.
"Средний класс и выше среднего приняли реформы, - говорит Ленгель. - Однако реформы не были приняты классом с более низкими доходами и жителями сельских районов, которые всегда опирались на левую и социальную политику".
Даже консерваторы из ЕС критиковали Словакию за налоговый демпинг. Федеральный канцлер Германии Герхард Шредер и премьер-министр Швеции Йоран Перссон давили на словацких политиков, желая сохранить налоговое единообразие Европы.
И тогда Ассоциация налогоплательщиков Словакии выступила с открытым письмом: "Высокие налоги несовместимы с динамичным экономическим ростом, накоплением богатств и повышением жизненного уровня. Мы считаем, что в долгосрочной перспективе без снижения налогов ни одна страна не способна добиться благосостояния или поддерживать его".
Ассоциация пригласила в Словакию Форбса, чтобы миллиардер смог принять участие в агитации за новую фискальную систему. По возвращении из Европы в журнале Forbes он написал: "Скоро в Словакии будет введен единый налог со ставкой 19% для физических лиц и корпораций. Налог на наследство будет отправлен на свалку, за ним последует и налог на дивиденды. Правительство планирует сократить высокий налог на зарплату, за счет которого финансируется ряд социальных программ". Этот манифест фактически прозвучал как международная реклама молодой экономики.
В 2004 году ликвидировали 21 вид налогов с доходов по ставкам от 10% до 38%. Вместо этого установили единый оброк со всех видов доходов - 19%. Со снижением налогового давления динамика роста ВВП Словакии стала самой стремительной в Центральной Европе. "Это очень положительно повлияло на инвестиции, - говорит Гамжик. - К нам переместились предприятия из Чешской Республики. Это были реформы, которые открыли страну, росли инвестиции".
...
В 2016 году Словакия укрепила свою позицию автомобильного гиганта
Словакия в 2016 году опять преодолела границу одного миллиона произведённых автомобилей. Автомобильные заводы Volkswagen Slovakia, Kia Motors Slovakia и Peugeot Citroën Slovakia в прошлом году вместе произвели более чем 1 040 000 автомобилей, что одновременно представляет новый рекорд для страны.
Если сравнить с другими странами мира, Словакия по количеству произведённых автомобилей выходит на 20-е место.
На первом месте данного списка находятся Китай с более чем 28 миллионами, США с более чем 12 миллионами и Япония с более чем 9 миллионами произведённых автомобилей. Однако, если учесть население стран, то получим совершенно другую статистику.
Словакия уже несколько лет подряд является мировым лидером по объёму производства автомобилей на душу населения.
В 2014 году – 179 автомобилей на 1000 жителей, в 2015 году – 184 автомобиля на 1 000 жителей, а в 2016 году Словакия ещё более значительно укрепила свою позицию лидера, производив 191 автомобиль на 1 000 жителей. Данное лидерство можно назвать однозначным, так как во второй Чехии заводы произвели намного меньше – 127 автомобилей на 1 000 жителей. На третьем месте находится Германия и Япония, которые производят примерно 72 автомобиля на 1 000 жителей.
....
У Словаччині з'явиться завод компанії Jaguar Land Rover за 1 млрд фунтів
...
Виробництво автотранспортних засобів в Україні в 2017 році порівняно з 2016 роком збільшилося на 63,1% - до 8,586 тис. одиниць, говориться в повідомленні асоціації «Укравтопром»...