История логотипа
В самом конце 1885 года на машиностроительном заводе в городе Млада Болеславе (Mlada Boleslav) был начат выпуск велосипедов. Несмотря на то, что основные части завод импортировал (в основном из Англии), при торговле в пределах Австро-Венгерской империи Laurin & Klement использовали для своей продукции патриотическое имя 'Slavia' (Славянский). Липовые листья служили образным представлением славянского/цыганского происхождения Laurin и Klement. Имя SLAVIA использовалось также в качестве названия марки мотоциклов.
К сожалению, не существует точной информации о том, когда символ L&K заменил имя Slavia. Совершенно очевидно, однако, что это случилось до 1904 года, когда эта эмблема появилась на трехколесных экипажах, выпускавшихся на фабрике в Млада Болеславе. В любом случае, эта эмблема присутствовала на первой машине от L&K, Voituretta ('Машинка'). До конца 1905 года было выпущено только 2 экземпляра этой машины.
Мы можем только гадать об истинном значении этой эмблемы. Klement, будучи преуспевающим бизнесменом, отличался живым умом, и ему вполне могла принадлежать идея разместить эмблему компании внутри лаврового венка, символа победителей и знаменитостей в древние времена, либо в честь его равноправного партнера и отличного инженера, Laurin ('Laurel', laurus nobilis - лавровый лист).
В начале 1900-х годов, когда появились потрясающие произведения в стиле 'модерн' (Art Nouveau), найти хорошего художника не было проблемой, и дизайн вскоре был готов. Nomen-omen, другими словами, и признаки и результаты отражены в имени и эмблеме. Несомненно, лавровый венок победителей вполне подходит для описания истории Laurin & Klement.
Эмблема L&K оставалась на решетке радиатора машин из Млада Болеслава до 1926 года, когда на новых продуктах компании, в соответствии с соглашением со Skoda Co. о годичном сотрудничестве, стали устанавливать только эмблему Skoda. Исторически эти данные связаны с весьма загадочной историей, рассказывающей о происхождении знаменитой крылатой стрелы, которая до сих пор является центральной частью эмблемы Skoda. Принято считать, что эта идея принадлежит г-ну T. Maglie, коммерческому директору Skoda, вдохновленному внешним видом одного из слуг семьи Skoda, индейцем, которого глава компании, г-н Skoda, привез из деловой поездки в Америку.
Где-то между 1915 and 1920 годами г-н Maglie был весьма увлечен дизайном эмблемы на основе стилизованной головы индейца с головным убором с круглой застежкой и пятью перьями. Слово 'индеец' в двадцатые годы часто использовали как синоним нового символа.
15 декабря 1923 года в офисе регистрации изобретений и моделей (Office for Innovation and Model Registration) города Пльзень были зарегистрированы 2 защищенные версии торговой марки. На первой изображена крылатая стрела с пятью стилизованными перьями и именем Skoda внутри круга, на второй - крылатая стрела с тремя перьями. Острие стрелы на обоих вариантах смотрит вправо. Первая версия использовалась в 1924-25 гг., а затем трехперьевой дизайн стал основным и сохранился практически без изменений до наших дней.
Несмотря на то, что графический дизайн логотипа Skoda был сделан явно не новичком, его имя до сих пор неизвестно. Существует предположение, что дизайнерами логотипа могли быть известные чешские скульпторы Otto Gutfreund или Otakar Кpaniel. Многие исторические документы, однако, свидетельствуют о том, что логотип появился в результате конкурса, организованного д-ром Sykora, техническим директором Skoda в г. Праге, который также инициировал план защиты эмблемы как торговой марки.
Самым распространенным объяснением элементов, входящих в состав эмблемы, является следующее: большой круг символизирует глобальное и безукоризненное производство, земной шар, мир; шестеренка или крыло - технический прогресс, модельный ряд, продажи по всему миру; стрела - современные методы производства, качество продукции; маленький круг или глаз - точность производства, техническая осведомленность, дальновидность.
Права на защищенную торговую марку были куплены SKODA 16 апреля 1991. В 1993 г. производитель автомобилей из г. Млада Болеслав представил публике новые корпоративные цвета - черный и зеленый, придав таким образом торговому знаку еще большую оригинальность. Черный цвет символизирует 100-летние традиции SKODA; зеленый подчеркивает внимание компании к новым аспектам современной жизни. С одной стороны, он ассоциируется с защитой окружающей среды и повторным использованием материалов в производстве, с другой - подчеркивает, что производство автомобилей не наносит вреда окружающей среде. Зеленый цвет, таким образом, является наиболее важным признаком, отличающим Skoda от других членов Volkswagen Group в конкуренции на международных рынках.
Новая специальная версия известного логотипа появилась на автомобиле SkodaFelicia. Лавровый венок, окружающий крылатую стрелу, призван подчеркнуть 100-летние традиции компании. Для того, чтобы подчеркнуть успех компании, еще в 1925-29 гг. в торговой марке был использован такой же лавровый венок. Сегодня он служит той же цели - подчеркивает стремление Skoda к международному успеху ее автомобилей.
По случаю 100-летней годовщины начала производства автомобилей в г. Млада Болеслав Skoda automobilova a. s. выпустила специальный юбилейный логотип. К стандартной символике добавлены лавровые ветви, подчеркивающие прекрасные исторические традиции и экономический успех. В середине логотипа - число 100 и английское слово YEARS (лет). Английский, как наиболее распространенный международный язык, использован здесь, чтобы подчеркнуть мировой уровень качества продукции автозавода в г. Млада Болеслав.