....
Илья Новиков, адвокат Надежды Савченко в эфире «Эха Москвы»....
И.Новиков― С Надеждой Савченко нас связывают, во-первых, общие планы.
А.Нарышкин― Серьезно.
И.Новиков― Серьезно. За то время, пока она провела в российской тюрьме, пока она насмотрелась на суд российский, но с очень большим привкусом советского, я бы сказал так, она пришла к выводу на собственном опыте, что суд без присяжных – это вообще не очень хорошо. И одна из ее задумок для Украины, для ее страны, поскольку она депутат – это никакой не игрушечный статус; она депутат – у нее есть право законодательной инициативы – вот одна из вещей, которую она хочет и намерена в ближайшее время сделать, воспользовавшись этим правом, это внести проект про восстановление в Украине суда присяжных, полноценного.
А.Нарышкин― На Украине сейчас вообще нет суда присяжных?
И.Новиков― Там странная ситуация. Там есть форма, которая так называется, но которая состоит из двух судей и трех заседателей. Это, вообще говоря, нужно было говорить с Пашиным как раз, потому что его…
А.Нарышкин― Сейчас вернем его.
И.Новиков― Да, это его, то, чему он нас учил в свое время на 3-м курсе. То, что шеффенский суд, этот заседательский суд малого камерного состава и суд присяжных – это разные вещи. И когда Конституция Украины говорит про суд присяжных, она однозначно привязывается к этой классике, где 13 человек коллегии, судья и так далее… Вот нынешняя форма, она никого совершенно не радует – ни судей, ни подсудимых – никому не легче. И слишком она себя скомпрометировала, слишком сейчас много голосов в пользу того, чтобы «давайте все-таки сделаем нормальный суд, попробуем хотя бы». И вот Надежда, с ее ореолом героя и со статусом человека, который не понаслышке знает, что такое суд и что такое быть обвиненной, она как раз тот самый человек, которому естественно взять на себя такую инициативу и продвигать эту идею на Украине.
А.Нарышкин― То есть вы ее будете консультировать как депутата.
И.Новиков
― Мы сейчас пишем этот законопроект.
А.Нарышкин
― А вы… с кем?
И.Новиков
― Со своими единомышленниками. Маленький кружок юристов, на самом деле. Любой хороший проект, он пишется маленькой группой, а потом обсуждается большой. До стадии, когда можно обсуждать большой, мы еще не дошли. Мы пока еще делаем черновик, а потом, естественно, это будет многократно пересматриваться, модерироваться, готовиться.
А.Нарышкин
― Откуда Савченко знает про украинское правосудие? Она же отведала только российский суд.
И.Новиков
― Мы это с ней обсуждали.
А.Нарышкин
― То есть вы ей поставляли материалы, анализировали…
И.Новиков
― За те два года, что мы с ней общались… понимаете, нельзя же сидеть там каждый день или раз в два дня и говорить только о том, что «вот, Надежда, плохо твое дело». – «Да, Илья, плохо мое дело». Вот эти разговоры не исчерпывали повестку дня. Естественно, что как любой нормальный депутат, который думает о чем-то, кроме как чего-то запретить или выдвинуть какой-то очередной безумный проект, она, глядя, на свой опыт думает, что вообще можно улучшить. Вот в России — такой суд. Плохо. А в Украине какой? Точно такой же. А что можно сделать? А вот присяжных можно сделать. Вот так примерно это все и родилось как идея. Естественно, это крайне сейчас далеко от воплощения. Я думаю, что в лучшем случае на осеннюю сессию мы успеем этот законопроект внести, и то от законопроекта до воплощения это будет еще тоже грандиозная дорога. То есть это не что-то завтрашнее.
...
http://echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1771344-echo/
Виктор Ерофеев, писатель
...
Я считаю, что это большое событие, что Савченко на родине. Я считаю, что она удивительно мужественный человек. Даже я бы так сказал, она удивительный человек мира. Не просто Украины, не просто нашего славянского племени, а просто человек, который выстоял, и я представляю, под какими она находилась тяжелыми ударами, какие испытания. И я Надежду искренне поздравляю с победой, именно с победой, что она выстояла. И всегда был уверен, что она невиновна, что ее с мешком привезли в Россию, что это была, конечно, месть за погибшего журналиста. Я, естественно, тоже сочувствую близким журналиста, сочувствую его родителям. Однако, Савченко к этому, очевидно, не имела никакого отношения.
Ну а теперь самая-то беда заключается в том, что ее встретили как героя и, видимо, у нее, если она не ошибется, будет достаточно серьезный шаг, движение в политику, большую политику. Вот. А здесь, наверное, этих встретят не весело...
О.Чиж
― А вот это самое интересное. Перед этим эфиром я зашла на один из информационных ресурсов – там висит главной новостью материал под заголовком «На Украине Савченко встретили как национального героя», а рядом с ним материал с другим заголовком. В кавычках «Бойцы ГРУ» вернулись в Россию. Их встретили жены». Почему такие разные встречи-то?
В.Ерофеев
― Ну, потому что вот эти российские ребята – они оказались лузерами. Ну, во-первых, они попались. Во-вторых, они крутили-вертели, сначала сказали, что они из ГРУ, потом отрицали, и вообще ничего героического в этом не было. Совершенно ничего не было. И еще их, наверное, как следует тряханут и проверят. И не знаю, поедут ли они окончательно домой или только ненадолго, потому что, конечно, я думаю, ими все недовольны. Ими абсолютно все недовольны. Вот.
....
В.Ерофеев
― Да нет, я думаю, нужно так, как и поступили. А чего с них взять? Дело в том, что, ведь… Понимаете, в чем проблема русского солдата? В том, что он взаимозаменяемый, он не личность. Это как говорил Конев, да? Что «нарожают бабы других». Вот таких Ерофеевых и Александровых можно нарожать тысячи. А вот Савченко – нет. Потому что так случилось, что страна не прошла через какой-то, вот, тот самый важный фильтр Ренессанса и дальше, и дальше. Я имею в виду во всем своем масштабе страна не прошла. И люди, в общем, у нас всё равно взаимозаменяемы, как это ни печально. И взаимозаменяемы сталинисты, и взаимозаменяемы часто и либералы тоже.
И из-за этого получается, что эти люди вообще ни за что не несут ответственность. Они безответственны от своей природы. Ну, вот, они попались. Попались бы другие Ерофеевы, третьи, десятые, Александровы. Вот. Ну и, вот, они, наверное, даже толком ничего не расскажут и вообще ничего не… В общем-то, они, на самом деле, наверное, и не поняли, что, зачем и почему с ними случилось.
...