В тему про "нашу историю" и про "при коммунизме сколько всего построили". Наверное большинство из нас в то время не жило и точно утверждать не может про те времена. Но то что многое скрывали тогда, это я точно знаю, было. Ниже альтернативное мнение некого Николая Михайлова, по поводу "прошлого"
– Летучий корабль построишь?
– Куплю!
м/ф «Летучий корабль»
Недавно один мой старый приятель произнес: «Коммунисты все построили – дороги, заводы, и мы всем этим до сих пор пользуемся. А что построила Украина за 25 лет? Только ломать умеем». «Значит, – говорю я, – если бы не коммунисты, то ничего бы не было – ни дорог, ни заводов? Как же без коммунистов обошлись Швеция, Англия, Франция, Америка? Как смогли построить свои дороги и заводы? И почему их дороги и заводы лучше наших? Может, все же, коммунисты херню построили? А мы этой херней до сих пор пользуемся?»
В общем, поссорились мы с приятелем, чего уж там. Потом оказалось, что не я один такой: поссорились еще несколько человек, и именно – из-за коммунистического наследия. И в интернете эта тема живо обсуждается, причем людьми, скажем так, интеллектуальных профессий. Я не хочу сказать, что эти люди дураки, но для меня они – либо информационные шпионы, либо идейные фанатики. А что разговор такой возник, так это на фоне «массового падежа» в Украине советских монументов.
Возможно, я не прав, но имею, что сказать по данному поводу.
С чего начать? Начну, пожалуй, с литературы художественной.
Книжки я читать люблю, и когда-то перечитал всего Стейнбека. Есть у него роман «Гроздья гнева», действие которого происходит в Америке во времена Великой депрессии (жуткий экономический кризис 1929-39 гг.), то есть – в худшие времена для штатов, не считая гражданской войны. Чтобы еще усилить настроение, вот вам цитата из Википедии: «Из-за детального изображения тяжелой жизни книга изначально была изъята из библиотек…»
Так вот, в тяжелейший период своей жизни фермерская семья, из-за засухи, бросает свой дом и надел земли в Оклахоме, загружает свой грузовик доверху домашним скарбом, сверху сажает дедушку, который уже не ходит, и отправляется в Калифорнию в поисках лучшей жизни. По дороге у них ломается машина, но им удается купить запчасти (правда – бэушные, и это ужасно) и починить ее. Иногда им на ужин не приходится есть мясо, и это тоже ужасно, потому что картофелем, помидорами и лепешками не насытишься. Смысл романа – что вот вызреют в душах людей гроздья гнева, и восстанут они на борьбу за лучшую жизнь.
В это самое время, на другом конце света, в СССР, нет Великой депрессии, а наоборот – подъем! В едином порыве строится развитой социализм, семимильными шагами идет коллективизация и индустриализация.
Строится, например, Беломорканал. Для его строительства было арестовано 100 тысяч человек. Дневной паек строителя составляли: 500 гр хлеба (не каждый день) и миска баланды из морских водорослей (каждый день). Жили строители в землянках и бараках и в поисках лучшей жизни могли отправиться только на тот свет: за три года строительства на тот свет отправились 12,5 тысячи строителей.
Собственно, это все, что построили коммунисты, и «это все» сегодня никому, кроме туристов, и на фиг не надо. Ладно, согласен, не все. Еще – лагеря для заключенных по всей Сибири. А 500 с лишним промпредприятий, включая гордость советской промышленности – Ростовский и Саратовский комбайновые и Харьковский, Сталинградский и Челябинский тракторные заводы – спроектировали и построили американцы во главе с архитектором Каном. Например, Сталинградский тракторный был точной копией завода «Катерпиллер», построен в Америке, потом разобран и вместе с оборудованием на 100 кораблях доставлен в СССР. Горьковский автомобильный – копия завода Генри Форда (Кан имел право, он Форду строил).
Американская компания «Купер инженеринг компании» строила Днепрогэс, немецкая фирма «Сименс» проектировала, а иностранные спецы, во главе с американцем Морганом, строили московский метрополитен, «Юнкерс» – секретный (!) Государственный авиазавод в Филях (под Москвой).
Правда, теперь везде пишут, что от проекта «Сименс» пришлось отказаться ввиду нехватки валюты (выгребли все зерно у крестьян), и проект метрополитена сотворило отечественное Управление железных дорог, но никаких подробностей о создании проекта и о конструкторском коллективе нет. Военная тайна? Сомневаюсь. Просто спиздили у «Сименс»? Допускаю с большой долей вероятности. Как к «шахтинскому делу» вредителей притянули немецких спецов, выдворили их из страны, чем заимели себе право не платить по контракту.
То есть индустриализацией в СССР занимались, все-таки, капиталисты. А чем занимались коммунисты?
Коммунисты занимались коллективизацией, чтобы рассчитаться с капиталистами за индустриализацию. Капиталисты, негодяи, за свой труд рубли брать не желали, только – валюту, что, в общем-то, справедливо: зачем им в Америке рубли? Коммунисты получить валюту могли только от продажи хлеба, потому что капиталисты их еще не научили добывать и продавать за валюту нефть и газ. Когда в августе 1930 го подошло время выплатить «Катерпиллеру» 3,5 млн долларов за оборудование для заводов, коммунист Сталин послал коммунисту Молотову записку: «Заготовки растут, и каждый день вывозим хлеба 1–1,5 млн пудов. Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же норму ежедневного вывоза до 3–4 млн пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов… Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба».
Спровоцированный таким образом голод унес жизни около 20 млн человек. Такова цена индустриализации. Цена того, что построили коммунисты. Того, что мы до сих пор используем. Дорого это или дешево – я не коммунист, я не знаю.
На американском оборудовании мы стали столько выпускать чугуна и стали, что, в конце концов, перегнали саму Америку. Это – да. Этого у нас не отнять. Сборник госкомстата «УССР в цифрах 1990» с гордостью отмечает, что по количеству стали (1059 кг) и железной руды (2121 кг) на душу населения мы занимали первое место в мире! Только скажите, зачем мне столько железной руды?
Еще (это большой секрет) мы занимали первое место по производству обуви – 3,8 пары в год на человека! (Западная Германия выпускала всего 1,1 пару на человека, США и Япония вообще по 0,8 пары.) Кто носил отечественную обувь? Солдаты на плацу (сапоги) и больные в стационаре (тапочки). Даже мой приятель, который «коммунисты все построили», предпочитал, как минимум, румынские кроссовки, я этому свидетель. А еще сто человек завидовали черной завистью одному счастливчику, которому по распределению выпало счастье купить 124-й «Фиат» 1966 года выпуска, замаскированный под ВАЗ-2101 «Жигули» 1970-83 гг. выпуска. Пристроили итальянские капиталисты свой завод на берегу Волги-матушки-реки. Вот хитрюги!
В 1980-х на одного американца приходилось 50 кв. м жилья. В СССР – 15 кв. м. О начинке квартиры (бытовой технике) я лучше вообще промолчу. Когда мы впервые увидели персональный компьютер? Я – в конце 1990-х. А сталевар Джо из Детройта – в начале 1970-х.
Так что, коммунисты построили, да, но лучше бы не строили. Делегировали бы это право кому-нибудь другому…
Теперь об Украине за последние 25 лет, когда никто ничего не строил.
Два атомных энергоблока на Хмельницкой и Ривненской АЭС. После того, как рванула построенная коммунистами Чернобыльская АЭС. Поискать количество жертв или сами найдете?
Два металлургических завода – «Электросталь» и ТСА-Стил.
Трубный завод «Интерпайп сталь» на Днепропетровщине.
Украина в десятке стран-лидеров в сфере разработки программного обеспечения.
Киевский часовой завод «Клейнод».
Казенное научно-производственное объединение «Форт» (Винница).
Два новых швейных комбината, заводы по производству промышленных холодильников, велосипедов, лако-красочных материалов, даже – кофе… Вы, которые, «что построила Украина за 25 лет?» просто знать этого не хотите. При том, что все это строила независимая Украина, опять же, при коммунистах, только – вопреки им… и без жертв.
Самое интересное, решил погуглить, правда ли это? Действительно, про Кана все правда