По-моему, интересные статьи по теме:
Рынок бензинов за год «похудел» почти на четверть. Поскольку Украина более чем на 80% зависит от импорта нефтепродуктов, подводить итоги ушедшего года НефтеРынок решил именно с анализа зарубежных поставок.
...За отчетный период в разрезе импорта бензинов изменений не произошло. Лидирующие позиции стандартно удерживает А-95, на который пришлось 62,8% ввезенного ресурса. А-92 занимает 36,9%, а А-98 — всего 0,3%. Главными поставщиками «двойки» в Украину являются Белоруссия и Литва.
С сентября 2015 года, когда Мозырский НПЗ наладил производство бензина А-98, его в небольших объемах стала импортировать в Украину «БНК-Украина», которая поставляет небольшие партии топлива в адрес сети АЗС UPG.
...
В общей структуре отечественного импорта 44,2%, или 619 тыс. т импорта бензинов приходятся на Белоруссию, экспорт из которой в 2015 году уменьшился на 17,6% (–132 тыс. т).
У читателей вызовет интерес тот факт, что более половины объемов из Республики Беларусь приходятся на А-92. И это неудивительно, поскольку в Украине работает общеизвестная практика «разгонять» мозырскую «двойку» до «пятого» путем добавления различного рода присадок, что вряд ли можно назвать законным.
Второе место в разрезе импорта занимает Литва с долей рынка в 20,6% (288 тыс. т). В годовых объемах Orlen Lietuva (компании принадлежит Мажейкяйский НПЗ, поставляющий топливо в Украину) значительно сократила обороты — на 46%. В отличие от белорусов литовцы отгрузили в адрес украинских контрагентов более 50% «пятого».
По итогам 2015 года в тройку лидеров с 212 тыс. т (–14,6%) проскользнула Польша, потеснив Румынию. За указанный период в Украину шел исключительно А-95 с Плоцкого НПЗ, который принадлежит PKN Orlen. Из-за региональных особенностей и логистики спектр покупателей польского бензина был небольшой, в основном его контрактовали SOCAR, OKKO и WOG, которые управляют развитой сетью АЗС в западных регионах страны.
Еще одним новичком первой пятерки стала Болгария, увеличившая экспорт в Украину более чем в 3 раза — до 151 тыс. т. Ростом поставок (бензин А-95 производства НПЗ «Лукойла» в г. Бургас) болгары обязаны структурам «Привата», которые выступили эксклюзивными покупателями балканского товара.
Пятерку лидеров замыкает Румыния. В 2015 году импорт из этой страны установил антирекорд, упав с 340,6 тыс. т до 54,7 тыс. т. Главной причиной отрицательной динамики стало сворачивание деятельности в Украине компании «Ромпетрол-Украина» (поставщик топлива НПЗ Petromidia, актив казахского «КазМунайГаза»), уход с украинского рынка «Лукойла» (получал ресурс с НПЗ Petrotel, собственник НК «Лукойл»), а также переориентация «Привата» на болгарский бензин.
Замыкает основной список Российская Федерация, которая уже длительное время не отличалась активными поставками бензинов в Украину. Так, в 2015 году РФ экспортировала всего 42,2 тыс. т, что на 36,9% меньше, нежели в 2014 году.
Отметим, что главным покупателем бензина северного соседа стала «ТНК-Индастриз Украина» (входит в структуру «Роснефти»). Однако если в 2014 году в адрес ТНК зашло около 36 тыс. т бензинов (преимущественно А-95), то в 2015 году только 25,8 тыс. т.
В первой половине 2015 года активно оформляла российский ресурс «Западная нефтегазовая компания» (ЗНГК). Так, в марте-июле ЗНГК импортировала около 11 тыс. т бензинов производства Орского НПЗ (ОАО «Орскнефтеоргсинтез»).
Небольшие объемы из РФ практически остановились с ноября 2015 года, после запрета российской властью экспорта топлива в Украину как продукта двойного назначения.
...
НефтеРынок разбирался, как в 2016 году, возможно, будет функционировать отечественный топливный рынок...