Deutsche Welle:
Почему крымские татары решились на блокаду грузоперевозок в Крым?
Мустафа Джемилев:
Крымские татары против того, чтобы украинские продукты питания и другие товары свободно ввозились на территорию Крыма. Меджлис настаивает на том, что Украина не может и дальше разрешать грузоперевозки, которые осуществляются на основании закона «О свободной экономической зоне Крым», принятого в сентябре прошлого года. Парадокс в том, что вот эти водители (на пункте пропуска Чаплинка на момент интервью скопилось около 100 грузовиков. — Ред.) не нарушают закон Украины. Но, товары, которые они завозят на полуостров, попадают прямо в руки оккупантов, прямо в гарнизоны российских войск в Крыму.
У нас есть данные, что часть украинских товаров переправляют через Керченский пролив, и они попадают во внутренние области России. Весь этот «бизнес-процесс» построен на взятках. Мы изучали всю схему: фирмы-перевозчики официально платят за каждую фуру около 90 евро, а кроме этого, еще в 3-4 раза больше платят неофициально различным украинским службам. То есть, наша блокада направлена не только на то, чтобы Украина не кормила оккупантов, но и против всех коррупционных схем, появившихся вокруг этой «грязной торговли».
Deutsche Welle:
— Но ведь ваши действия не совсем законные, если грузоперевозки еще не запрещены, таможня всем водителям дала разрешение, а любая фирма-поставщик может подать на вас в суд?
Мустафа Джемилев:
— Не может государство снабжать продуктами территорию, насильственно у нее отобранную. Фирмам я могу ответить, что в интересах национальной безопасности и территориальной целостности Украины мы берем всю ответственность на себя. Наши действия нельзя назвать незаконными, если вспомнить, каким способом произошла аннексия Крыма.
Deutsche Welle:
— Чего вы добиваетесь блокадой грузоперевозок?
Мустафа Джемилев:
— В первую очередь, мы хотим, чтобы оккупанты ушли с нашей территории. Я, конечно, не рассчитываю, что они сделают это сразу. Мы знаем, что содержание Крыма в таком депрессивном состоянии, как сейчас, ежегодно обходится и будет обходиться РФ в 3-4 миллиарда долларов. Мы хотим, чтобы еще дороже обходилось, потому что доставлять продукты и прочие товары по воздуху или по морю в Крым куда более затратно.
От властей России и Крыма мы требуем немедленного освобождения всех украинских политзаключенных в Москве и Симферополе, расследования фактов убийств и похищений наших граждан в Крыму. По нашим данным, это уже 22 человека. Мы требуем восстановления всех демократических свобод на полуострове, возвращения разграбленного в ходе аннексии имущества около 40 000 украинских предприятий.
От Киева мы требуем отмены закона «О свободной экономической зоне Крым», то есть, автоматического запрета на все грузовые перевозки. Украина должна на Чонгаре, в Чаплинке, Каланчаке (три украинских пункта пропуска на границе с Крымом в Херсонской области — прим. ред.) сделать настоящую границу, где осуществляется настоящий контроль и за грузами, и за людьми. А вообще в приграничной зоне нужно организовать продуктовые хабы, чтобы жители Крыма покупали украинские товары на Украине.
Deutsche Welle:
— Сначала меджлис говорил о двухдневной блокаде, теперь вы намерены стоять дольше. Почему?
Мустафа Джемилев:
— Мы готовы и на месяц, и на полгода. Кроме транспортной блокады Крыма, мы собираемся еще настаивать и на отключении электроснабжения Крыма, на отмене соглашения о поставках электроэнергии в оккупированный Донбасс и Крым между Украиной и Россией. Россия поставляет электроэнергию в Донбасс, а в ответ Украина снабжает Крым. На наш взгляд, это противоречит нашим национальным интересам.
Deutsche Welle:
— Но ведь в Крыму остались крымские татары и другие граждане Украины? Разве им не нужен свет, продукты?
Мустафа Джемилев:
—
Решение об экономической блокаде Крыма является решением нашего меджлиса. Наши люди, оставшиеся на полуострове, сказали нам, что готовы терпеть без продуктов, готовы сидеть в темноте. И так готовы делать не только крымские татары, но и украинцы, и русские, сохранившие свои украинские паспорта. Лишь бы оккупанты ушли, потому что у них перспектив в Крыму без Украины. Нет и не будет.
Deutsche Welle:
— Почему раньше вы не предпринимали никаких действий по экономической блокаде Крыма?
Мустафа Джемилев:
— Мы неоднократно заявляли прессе о своем несогласии с законом «О свободной экономической зоне Крым». Мы просили власти не принимать этот закон. По-видимому, слов было мало. Мы поняли, что нужны какие-то меры, вот мы их и приняли. Нас поддержали практически все политические организации за исключением тех, которые заинтересованы в заработках на этой грязной торговле. На границе Херсонской области в эти дни собралось не менее 500 активистов из разных городов страны (на акции протеста собрались представители «Самообороны Майдана» из Запорожья, Херсона, Одессы, также члены «Правого сектора» — прим. ред.). Мы не ставили задачи собрать больше. Но можно собрать тысячи. Потому что то, что здесь происходит, вызывает крайнее возмущение.
http://www.dw.com/ru/мустафа-джемилев-ук...a-18727428
Перекрытие дорог на полуостров является уголовным преступлением, но привлечь по нему будет сложно, считают эксперты.
В Верховной Раде обратились в прокуратуру и МВД с требованием расследовать блокаду Крыма.
По словам автора обращения, депутата Евгения Мураева, действия активистов можно квалифицировать по двум статьям УК: перекрытие коммуникаций и терроризм.
"Эти люди (татары и Правый сектор - ред.) создали серьезную угрозу жизни и здоровью граждан на территории Украины по своему желанию, без каких-либо решений парламента, правительства или, скажем, СНБО", - заявил депутат в своем блоге на Корреспондент.net.
По словам депутата, активисты своими действиями помогают российскому производителю вытеснять последние украинские товары с полуострова, "уничтожая украинского производителя".
Корреспондент.net опросил украинских юристов на предмет правомерности блокады и перспективы судебного предследования активистов.
До трех лет
"Во-первых, не принят ни один нормативно-правовой акт, в котором предусмотрена возможность такого блокирования, – пояснил партнер юридической фирмы "Дацюк, Пепа и партнеры" Артем Пепа. – А во-вторых, не определен круг должностных лиц, которым предоставлены такие полномочия".
По его словам, сейчас напрямую нарушены 297 и 356 статьи уголовного кодекса. Наказание по ним – от штрафов до полугода или трех лет заключения.
По мнению Пепы, с юридической точки зрения правильным было бы принятие соответствующего решения Кабмином или Верховной Радой.
При этом нужно внести изменения в закон о создании свободной экономической зоны "Крым" - из него необходимо исключить положения о возможности перемещения товаров через границу с полуостровом.
МВД покрывает активистов
"МВД должно было уже завести уголовное производство из-за блокады, но, учитывая общественный резонанс и цель таких мероприятий, вряд ли кто из руководства милиции решится на такой поступок", – считает адвокат объединения "Безпалый и партнеры" Светлана Евстратенко.
По ее мнению, еще одна лазейка для татар и Правого сектора – это постоянное движение через пешеходный переход, так, чтобы не дать транспорту проехать на полуостров. "В таком случае судебной перспективы привлечь активистов к ответственности нет", - заявила Евстратенко.
Ущерб от блокады не доказан
В то же время не доказан ущерб, нанесенный активистами, а этого требует законодательство, утверждает Кирилл Казак, партнер фирмы КПД Консалтинг. Не выпускаются только грузовики, а работа личного легкового транспорта не нарушена, поясняет юрист.
"Отсутствуют и другие последствия в виде опасности для жизни людей", - говорит Казак.
По его словам, если бы эти грузы были единственным способом доставки продовольствия в Крым и такая блокада вызвала бы голод, то теоретически можно было бы рассматривать это как преступление, предусмотренное ст. 279 УК Украины.
"Поскольку этого нет, то и о преступлении можно говорить с очень большой натяжкой", - резюмирует Казак.
http://korrespondent.net/ukraine/3566497...kadu-kryma