Созрел написать пару строк про мои результаты эксплуатации Шкоды Октавия Тур 1,9ТДИ на пропан-бутанане (ПБ, LPG) и дизельном топливе (ДТ, TDI).
Идея позаимствована с форума любителей ПассатБ5, реализовано самостоятельно с помощью моего друга-тезки Сергея, за что ему спасибо и уважение за предоставленные площади, прямые руки и терпение в этой и многих других (почти всех) моих затеях.

Вообщем, оно работает уже больше 20 ткм. Радует расходом (о нем позже), отличной тягой и отсутствием необходимости вмешиваться в работу системы.
Машина 2008 года, двигатель 1,9ТДИ, код мотора AGR, проведена предварительная подготовка (не связанная с постройкой TDI-LPG), а именно: турбина GTB1756vk (адаптированная под вакуумное управление на коллекторе от G2), форсунки Bosio Race 520 (на давление 245-250), фильтр+воздухомер+впускной коллектор+маслокулер от двигателя ASZ (насос-форсунка), катализатора нет - стронгер, вихлоп от турбины до глушителя 63 мм, глушитель родной "спрямлен", чиптюнинг делал сам.
Питание газовоздушной смесью реализовано на основе польской системы Стаг-150. Вот его стандартная схема подключения и ее состав:
![[Зображення: sistema_lyambda_kontrolya_stag_150_7_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/c4e3d289c08ec2dc1cbff9f5ac4cef3e/1441048421/37810/945032/sistema_lyambda_kontrolya_stag_150_7_500.jpg)
![[Зображення: sistema_lyambda_kontrolya_stag_150_1_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/441b0c79290119ae31dcd6f4867f11ec/1441048498/22532/945032/sistema_lyambda_kontrolya_stag_150_1_500.jpg)
Построено на редукторе эжекторного типа BRC Tecno рассчитаного на мощность двигателя до 100квт. Блок управления Стага управляет атуатором (считай электронный дозатор газа)
![[Зображення: reduktor_brc_tecno_100_kw_1_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/35cd9c39b4ec7e58758df4e4d4176e38/1441048865/27775/945032/reduktor_brc_tecno_100_kw_1_500.jpg)
![[Зображення: shagoviy_dozator_1_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/33fe93dd5a57b7dbc1e95dfbb0d04536/1441050251/14209/945032/shagoviy_dozator_1_500.jpg)
Два штуцера во впускной коллектор через механический тройник(механический дозатор). Балон в нишу запаски.
![[Зображення: intaike_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/e8e23fa3f387209ee7ba5d803f026976/1439154726/35093/937968/intaike_500.jpg)
![[Зображення: IMG_20150601_142538590_HDR_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/8325f8c14166dc8ab700c1f96aaa8f9b/1441051232/38407/945032/IMG_20150601_142538590_HDR_500.jpg)
![[Зображення: All_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/537451925394be753f82c100bac4618b/1439154096/39175/937968/All_500.jpg)
![[Зображення: All_zoom_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/8026b32b8c68d613c37e387d225e0353/1439154316/44068/937968/All_zoom_500.jpg)
Управление подачей пропан-бутана осуществляется стандартным путем - электронный блок Стага изменяет проходное сечение атуатора (шаговым двигателем) на основе программного (перенастраиваемого) пересчета от входных сигналов про обороты двигателя и положение педали акселератора (TPS). При этом задача редуктора обеспечить равномерное и необходимое количество смеси ПБ в зависимости от разряжения (считай расхода, нагрузки) на его выходе.
Подключение: АКБ, зажигание, тахометр, TPS. Все стандартно и по размещению бака, магистрали, заправочного устройства.
Дополнительно установлен концевик на педаль акселератора, датчик температуры выхлопа и лямда зонд.
![[Зображення: IMG_20150828_165954635_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/4c17e182dded094de41ccd6220622e31/1441051775/26896/945032/IMG_20150828_165954635_500.jpg)
![[Зображення: i.gif]](http://i.piccy.info/a3/2015-08-31-20-09/i9-8677749/500x281-r/i.gif)
Концевик размыкает цепь управления газового клапана на редукторе - педаль нажата=клапан срабатывает и ПБ подается в редуктор.
Выбор местоположения редуктора позволил минимизировать длину патрубков подключения в контур системы охлаждения после печки перед маслокулером:
![[Зображення: reduktor_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/b626184b5a89bd3aa0e24e30d8f986a0/1439154465/41917/937968/reduktor_500.jpg)
Кнопка удобно прижилась на заглушке:
![[Зображення: switch_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/a591ed4bccfa0b3cc0d87d37ab91acc5/1439154500/30382/937968/switch_500.jpg)
Как ЭТО у меня работает:
- на ДТ заводимся, прогреваемся, передвигаемся и работаем на ХХ как обычно, без каких либо изменений в программном обеспечении (режим TDI).
- если выставлен автоматический переход системы на TDI+LPG, то по после прогрева редуктора до 40 градусов БУ Стага дает разрешение на переход на ПБ как в обычных системах и мы готовы подавать ПБ в коллектор, но лишь тогда, когда нажата педаль газа (акселератора, TPS) и концевик замыкает цепь газового клапана на редукторе, открывая подачу газа
- в процессе работы в режиме TDI+LPG происходит стандартная подача газа во впускной коллектор в зависимости от настроенной карты в БУ Стага, механических регулировок тройника дозатора, выставленной чуствительности редуктора, т.е. подбирается путем настроек Воспламенение происходит от наличия в камере сгорания впрыснутого ДТ и ПБ горит в миксе с воздухом. Так как такой микс до определенных пропорций (регулировок) горит эффективнее, то нажимать на педаль нужно меньше, реакция машины быстрее, разгон, динамика. БУ двигателяпри движении по трассе реагирует на установившуюся скорость движения уменьшением подачи. Вот и происходит замещение ДТ пропан-бутаном.
- в режиме TDI+LPG при отпускании педали размыкается цепь ГК и подача ПБ прекращается, что предотвращает наполнение газовоздушной смесью впускного тракта при движении накатом на передаче и обеспечивает работу на холостом ходу только на ДТ
Настройка сводится к регулировке чувствительности редуктора, проходного сечения механического дозатора и настройка карты БУ Стага. Методика - ее нет. Хотим получить результат = добавить ПБ в воздух подаваемый в цилиндры и заместить этой смесью часть ДТ, надеясь, что оно все сгорит как минимум не хуже и без последствий.
Опасения+трудности = найденные решения:
1. Детонация смеси:
- на холостом ходу - не возможно было настроить точную подачу одновременно и ДТ и ПБ, решение = на ХХ работаем только на ДТ, концевик отключает клапан на редукторе.
- в движении = не балуемся с подачей большой дозы ПБ пока не поменял прошивку БУ двигателя адаптированную под пропан-бутан, а именно - хочу топливные карты зажать до минимума, обеспечить лишь дозу достаточную для воспламенения + контролируем температуру выхлопа, визуально наличие черного дыма и на слух звук детонации. В планах - двухрежимная прошивка, настройка по широкополосной лямбде, индикатор детонации.
2. Перегрев = визуальный контроль температуры выхлопа. В планах индикатор-сигнализатор.
Вот так отображается температура на выпуске:
![[Зображення: EGT_2_500.jpg]](http://i.piccy.info/i9/e75515c6fc8142fe355e4018b4b3ca87/1439154644/28396/937968/EGT_2_500.jpg)
![[Зображення: i.gif]](http://i.piccy.info/a3/2015-08-09-21-10/i9-8586383/500x281-r/i.gif)
При работе на газу тепература выростает на 40-70 градусов под нагрузкой.
3. Нет круиза в режиме TDI+LPG так как педаль не нажата и ГК закрыт и БУ Стага не видит изменений напряжения на TPS = решения еще нет, но идея взять сигнал на ТНВД через фильтр НЧ, а может и на прямую БУ Стага его воспримет.
Теперь про эксплуатацию... Радует и расходом и тягой и отсутствием необходимости постоянных перенастроек или регулировок

Тяга реально лучше, можно сравнить с "приходом" от чиптюнинга.
Никто особо не ожидает дизельную машину на газовой заправке, но я там бываю редко. Заправки газом 40 литров хватает на 1350-1500 км по трассе в скоростном режиме 100-130 км/ч (2,6-2,9 л/100км). Дизеля уходит примерно 3,3-3,7 на 100 км. Т.е полного бака мне хватает на такое же количество км по трассе, но я не довожу до сухого остатка.
По городу картина меняется, естественно, причем дизеля ест больше - примерно 4,5-4,8 литров, а газа меньше лишь незначительно.
Погрешность присутствует, но условно картина по расходу понятна. Забываю когда заправлялся - это реально!
Зачем все это городить? Для себя. Проверил или работает, мозги и руки размял, получил практический опыт и есть идеи еще - реализовать на ГБО 4 поколения на НФ и КР дизелях с большим объемом. Прожорливость их уменьшить и добавить тяги, ездить и тихо радоваться.
Как то так!
Будут вопросы - отвечу по-возможности и наличию времени.