О БЮДЖЕТЕ-2015
Бюджет-2015... Нет слов, чтобы это описать. Он вскрыл все системные пороки и врезал по всем болевым точкам. Но что страдать? Если мы не начнем работать, нам придется капитулировать. А враг по-прежнему делает все, чтобы нас уничтожить.
Суть проблемы в чем: власть как институт в Украине давно исчезла, растаяла. Каждое ведомство не выполняет задачи государства, а выполняло задачи обслуживания феодальных князьков. 23 года каждый феодал-министр набирал себе столько полномочий, бюджетов и штатов, сколько мог вырвать. В результате количество чиновников и количество госструктур во много раз превзошло реальные возможности государства и экономики. Собственно, государства у нас не было - был народ и была карательная система, и эти структуры между собой враждовали и не пересекались. Поэтому у нас в Украине нельзя финансировать существующие бюджетные программы - они созданы не по уму и не для общества, а для решения внутриведомственных задач того или иного карательного органа. Правительство погружено в решение ежедневного непреходящего пожара, и думать наперед и планировать наперед не может. Рада тоже не может, потому что сражается с ежедневными вызовами.
Поэтому Кабмин и парламентское большинство приняли решение: поскольку бюджет носит в любом случае декларативный характер - примем некий документ с общими показателями чего-то в какой-то сфере, где надо озвучить какие-то цифры. И потому будем работать по обстоятельствам. Потому что без бюджета, пусть даже такого плохого, работать невозможно в принципе.
Противники такого подхода требуют отложить на время принятие бюджета, чтобы все-таки сделать из него некий более прозрачный и более понятный документ, который до голосования будет формализован. И они тоже правы, потому что голосовать за бюджет, которого до голосования не видели и не успели прочесть - тоже абсурд.
В экономике катастрофа, и бюджет нужен срочно, без промедления, но не могу сказать, что аргументы тех, кто не голосовал за этот бюджет, лишены логики. Во всяком случае, это давление оправданно, оно заставляет чиновников и самих депутатов вникать в суть проблемы.
В принятом Бюджете и изменениях в Налоговом кодексе, сделанных ради этого бюджета, содержится огромное количество ошибок, нестыковок, противоречий закону. Есть вопросы, которые могут стать предметом рассмотрения в международных арбитражах, в результате нарушения международных обязательств Украиной.
Все это надо не просто критиковать - все это надо вместе исправлять и делать систему. Вырабатывать комплекс интеллектуальных решений.
Потому что в экономике на доверии работать можно, но не долго. Должны работать цифры и деньги.
Мы не можем пригласить каких-то "гарвардских мальчиков", чтобы нам сверстали бюджет, потому проблема бюджета - это производная от проблемы неэффективного феодально-бюрократического аппарата. Начинать изменения в экономике надо с дерегуляции - то есть, с реформы самого государства.
Действующая власть в силу массы факторов, и прежде всего в результате военной агрессии России, не может сформировать перспективные задачи и планы реформирования страны. Власть живет в режиме пожара. И времени разобраться у нее больше не станет.
А через 9 месяцев надо будет голосовать бюджетную резолюцию на 2016 и мы столкнемся с теми же самыми проблемами.
Мне кажется, что Кабмин, Рада и Президент по той же прозрачной процедуре, как в антикоррупционном бюро, формирует комиссию по экономической реформе из общественных экспертов, которые должны определить секторальных координаторов реформы государственного аппарата и экономических реформ. В каждом секторе должны быть определены координаторы, способные обеспечить качество общественной дискуссии, и выработку оперативных решений и рекомендаций с учетом всех факторов.
Один из рецептов успеха рейганомики - это широкое привлечение общественности и независимых экспертов для выработки системных предложений по реформированию государственного аппарата.
В 1982 году президент Рейган создал комиссию Грейса, которая называлась "Оценка представителями частного сектора правительственных расходов". Эта комиссия в короткий срок выработала около 2500 рекомендаций для государства, 800 из них были очень быстро приняты. Именно эта комиссия позволила остановить рост дефицита бюджета и сэкономить десятки миллиардов долларов. Потому что эксперты смотрели на любую проблему не изнутри системы, и не были скованы какими-то условностями и обязательствами.
Убежден, что создание такой общественной комиссии, целью которой была бы выработка в ближайшие месяцы комплексных решений по реформированию государственного аппарата.
Технология работы? А очень просто. Комиссия должна начать изучение государственного бюджета - постатейно. И выработать рекомендации - насколько оправданно существование этих расходов? Чтобы уже весной мы начали дискуссию, куда и зачем мы тратим бюджетные деньги. Чтобы обсуждение бюджета 2016 наконец-то началось задолго до вынесения текста в сессионный зал. Вот это будет и порядок, и борьба с коррупцией, и ответственная государственная политика.
Считаю, что создание общественной комиссии по проверке бюджета, которой были бы обязаны предоставлять любую необходимую информацию государственные структуры, было бы сигналом доверия общества к власти. А люди в этой комиссии должны быть профессионалами и людьми с высокой общественной репутацией.
Если бы Юлия Мостовая, Oleksa Shalayskiy, Валерій Пекар Денис Бигус Александр Пасхавер Vitaliy Shabunin Сергій Щербина и другие эксперты согласились бы войти в состав такой экспертной комиссии, то мы могли вместо малопродуктивных столкновений на ток-шоу, в соцсетях и на трибуне Рады наконец-то приступить к по-настоящему демократичной и конструктивной политике - политике интеллектуальных решений.
Источник:
http://censor.net.ua/r318473 Источник:
http://censor.net.ua/r318473