"Хочу привести три примера ярких лидерских качеств как решающего фактора успеха реформ из послевоенной экономической истории", - пишет экс-министр экономики Украины Богдан Данилишин в блогах на сайте "Новое время".
Первым таким примером является канцлер послевоенной Германии Конрад Аденауэр. Непримиримый борец с национал-социализмом, в 1933 году, будучи обер-бургомистром Кельна, демонстративно отказался встречать рейсхканцлера Гитлера в аэропорту, запретил вывешивать на улицах города нацистские флаги, а два уже вывешенных приказал снять. В 1934 и 1944 годах подвергался аресту гестапо.
В 1949 году возглавил правительство Германии. Понимая, что только радикальные трансформации в экономике помогут Германии преобразиться, стал увеличивать долю рабочих и других лиц наемного труда в «общем пироге», проводил «депролетаризацию» путем «образования имущества» в руках наемных работников. В частности, шагом к этому стало «социальное» жилищное строительство – строительство относительно дешевых домов и квартир для рабочих. Аденауэр поощрял сбережения, предоставляя налоговые льготы вкладчикам сберкасс. Производилось «рассеивание» акционерного капитала - путем выпуска «народных акций», продаваемых наемным работникам по льготному курсу. Также поощрялось вложение рабочими части заработной платы в инвестиционные фонды предприятий, на которых они работали.
Особенно важным решением К. Аденауэра было назначение им министром экономики профессора Мюнхенского университета Людвига Эрхарда, который являлся ярым сторонником рыночной экономики, что было не типично для государственных деятелей Европы того времени, времени торжества идей этатизма (методов государственного регулирования экономики). Эрхард стремился придать рыночный характер стратегии, которая реализовывалась тогда в Германии, и получившей название «социальное рыночное хозяйство».
По его мнению, упор следовало делать на «рыночное», а не на социальное обеспечение. Эрхард всегда стремился разъяснять народу специфику проводимого им курса вместо того, чтобы заниматься столь популярной в середине XX века демагогией. «Я готов, - отмечал он, - уговаривать каждого отдельного германского гражданина до тех пор, пока он не устыдится того, что не предпринимает усилия, направляемые на поддержание устойчивости валюты».
Обеспечить быстрый экономический рост Германии тогда можно было только за счет захвата внешнего рынка и вытеснения с него конкурентов. Эрхардом были применены все макроэкономические стимулы для реализации этой задачи. Благодаря низким налогам темп роста германского ВВП в 1950-х годах оказался самым высоким среди развитых стран, а темпы роста цен - самыми низкими. К 1953 году индекс валового национального продукта превысил на 48% уровень показателя 1948 года, безработица снизилась до уровня 6% трудоспособного населения.
Эрхард полностью отказался от манипуляций с регулированием, столь популярных на Востоке, и активно использовавшихся его предшественниками в Германии. Он строго определил Германию как страну западной культуры и рыночной экономики, сделав ее одним из столпов «общего рынка».
Конрад Аденауэр при помощи Людвига Эрхарда на практике реализовал такой набор методов реформирования послевоенной тоталитарной милитаризованной экономики Германии, которые были достаточно необычными для практики государственных деятелей Европы того времени. Именно упрямство в своей линии поведения Аденауэра и Эрхарда и сделало Германию такой успешной в послевоенном экономическом развитии.
Второй наш герой - президент ОАЭ шейх Заид бин Султан Аль Нахайян. В 1964 году Лига арабских стран выступила против сохранения британского протектората над Договорным Оманом. В 1968 году британское правительство приняло решение - до конца 1971 года вывести все свои войска из районов, расположенных к востоку от Суэца, и предоставить независимость всем еще сохранившимся своим колониям и протекторатам в Азии. 1 декабря 1971 года шесть из семи эмиратов Договорного Омана объявили о создании федерации под названием Объединенные Арабские Эмираты.
Сразу после провозглашения независимости Заид бин Султан радикально пересмотрел соглашения о разделе продукции с британскими нефтяниками. Он сказал: «Соотношение 5% к 95% нас полностью устраивает. Но отныне мы будем получать 95%, а 5% получать будете вы». И не пошел ни на какие уступки. После этого в страну хлынули нефтяные деньги. Понимая, что рано или поздно нефть закончится, с начала своего правления эмир Заид старался диверсифицировать экономику ОАЭ, сделать все, чтобы добыча нефти и газа не была единственным источником благосостояния государства.
В стране был создан ряд высококлассных университетов, граждане ОАЭ, которые решили выращивать те или иные сельскохозяйственные культуры, начали безвозмездно получать от государства землю и различные преференции. Уже в 1980-е годы Эмираты превратились в крупный логистический центр. Доля нефтегазового сектора в национальном доходе ОАЭ сейчас составляет около 35%. Руководство страны проводит продуманный и эффективный курс на развитие в экономике суперсовременных промышленных производств и международных услуг.
В ОАЭ максимально либерализирована экономика. Международные инвестиционные банки все активнее переводят финансовые операции по этому региону из других своих офисов в отделения в Дубае. Согласитесь – весьма неплохо для страны, в которой в 1971 году, к моменту ухода англичан, было только 6 км цементной дороги.
Да, ОАЭ богаты нефтью, но мы знаем, как российские власти в начале 2000-х годов воспользовались нефтяными деньгами. Разница - налицо. И автор этого чуда-шейх Заид. Уверенность в себе и вера в то, что один из самых отсталых регионов мира можно сделать процветающим, мотивировала его на свершения.
Третий пример - Ли Куан Ю. Выпускник Кембриджского университета, в 1954 году был избран генеральным секретарем партии «Народное действие», пришедшей к власти в Сингапуре в 1959 году. С 1959 по 1990 годы занимал пост премьер-министра Сингапура.
Сингапур после обретения независимости столкнулся с огромными проблемами, и шансы на выживание его, по мнению международных экспертов, были невероятно малы. Каким образом мог выжить независимый Сингапур, не являясь более центром обширного региона, которым Великобритания когда-то управляла как единым целым? Ли Куан Ю в «Сингапурской истории» писал: «Нам необходимо было найти ответы на эти вопросы, причем достаточно быстро, поскольку 14%-ый уровень безработицы, тревожный сам по себе, имел тенденцию к повышению. Мы должны были создать новую экономику, опробовать новые методы и схемы работы, никогда прежде не испытанные где-либо в мире».
Кстати, в качестве грустной аналогии с нашей страной отмечу - при обретении независимости Сингапур страдал от высокой коррупции. Ли Куан Ю так характеризовал положение: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни».
Сингапуру следовало предпринять экстраординарные усилия, чтобы добиться успеха на международных рынках, делать все лучше и дешевле, чем конкуренты. Ли Куан Ю писал: «В 1965 году, через несколько месяцев после обретения независимости, экономический советник, присланный в Сингапур индийским правительством, предоставил мне толстый отчет. Я просмотрел предисловие, убедился, что все его планы были основаны на сохранении общего рынка с Малайзией, поблагодарил его и никогда больше не возвращался к этому отчету».
Была сделана ставка на привлечение в Сингапур американских транснациональных корпораций (ТНК). Американские ТНК принесли с собой высокие технологии, использовавшиеся в крупномасштабных производствах, и создали множество рабочих мест. В результате реформ Сингапур стал несопоставимо более организованным, более эффективным и более энергичным, чем другие страны региона.
Выдающийся политик Генри Киссинджер писал: «Ли Куан Ю думал иначе, чем другие. Каждое большое достижение, прежде чем оно осуществится, это просто мечта, а он мечтал о государстве, которое не просто выживет, но и превзойдет другие страны. Недостаток ресурсов должен был компенсироваться превосходством в интеллекте, дисциплине и изобретательности».
Анализ действий экономических реформаторов, которые я привел выше, позволяет найти нечто общее во всех их действиях, и можно говорить, что существуют некие общие законы поступков лидеров успешных реформ для всех времен и народов, как минимум касающихся послевоенной экономической истории.
На мой взгляд это:
- понимание лидерами реформ того факта, что единственным драйвером роста может быть только рыночная экономика.
- понимание лидерами важности интеграции в мировые рынки - не став частью мировой экономики нельзя достигнуть успеха.
- ставка на высокотехнологический промышленный сектор как основной фактор экономического роста.
- умение реализовывать нестандартные стратегии при реализации реформ и перехода к высоким темпам качественного экономического роста.
- вера лидеров в то, что реформирование экономики можно осуществить, несмотря ни на какие объективные обстоятельства, не сопутствующие этому.
- видение лидерами будущего страны, как развитой индустриальной державы.
- огромная воля, энтузиазм и дерзость по реализации этого видения.
- умение увлекать за собой народ для осуществления реформ.
Вы спросите, какой фактор главный из указанных? Мне представляется - воля, энтузиазм и дерзость. Однажды знаменитый американский автопромышленник и инженер Уолтер Крайслер, когда его спросили о секрете успеха, перечислил много качеств, таких как способность, трудолюбие, энергичность, но в конце добавил, что настоящий успех заключается в энтузиазме. «Энтузиазм - одно из самых высокооплачиваемых качеств в мире. Возможно, потому что это - одно из самых заразительных качеств. Энтузиазм поможет преодолеть страх и добиться больших успехов в делах».
Полагаю, что все лидеры, из приведенных примеров, испытывали определенный страх, начиная реализовывать реформы – «Получится ли у меня? Смогу ли я?». Ли Куан Ю прямо писал о том смятении, которое он испытывал, начиная реформы. Но они смогли преодолеть свой страх. И он не привел к тому, что они отказались от своего видения великого будущего для возглавляемых стран. Страх не парализовал их волю для осуществления великих экономических свершений. Они были полны энтузиазма - главной движущейся силой реформ.
Поэтому я хотел бы пожелать нашим лидерам такого же энтузиазма в реализации целей трансформации Украины, которые мало кто сейчас назовет реалистичными, но только от воли украинских лидеров и украинского народа будет зависеть – удастся ли достичь этих целей.
Напомню то, что говорил еще один великий промышленник Генри Форд: «Когда вы думаете, что вы справитесь со своими делами, и когда вы думаете, что вы не справитесь - в обоих случаях вы правы».
|