Российская «Новая газета» опубликовала статью «Посмотри, как далеко Украина». В статье, построенной на основе интервью с родными десантников, рассказывается об обстоятельствах отправки российских солдат в Украину и о том, как командование до сих пор убеждает родных, что они «на учениях в Ростове».
«Приказ двигаться в Ростов пришел в 331-й полк 98-й дивизии ВДВ в полпервого дня 16 августа. Пришел неожиданно: 20 августа десантники должны были ехать в плановую, ежегодную командировку в город Лугу под Питером — полк ездил туда каждый год, командировка уже была оплачена. Сначала сказали на две недели, потом вдруг приказ — зимние бушлаты тоже брать», рассказывается в статье.
Провожать мужей «на учения» женам запретили, объяснив это плохой приметой. Они уезжали эшелоном с большим количеством техники. Перед «учениями» десантников спросили, кто из них не хочет ехать. Отказались около 40 человек, и немедленно были уволены.
Жены десантников не исключают, что мужья не знали о том, куда едут. «Я догадалась, я все поняла заранее. Их так резко подорвали, ни с того ни с сего. 12 августа к ним приехал какой-то начальник, посмотрел, как они готовы, и 16-го был приказ. Тогда им сказали, что на российскую сторону попадают украинские снаряды. Я уже запереживала: «Что, на войну собрались?» А Артем: «Нет, нет, учения»… А одной нашей девушке муж уже сказал, что едет в Украину», рассказывает одна из жен.
В мае весь полк заставили сделать загранпаспорта, угрожая чуть ли не увольнением.
23 августа десантников заставили снять одежду с бирками с именами, снять тельняшки, дали обычные военные майки и маскхалаты, забрали документы и военный билет, а также телефоны.
«Один из ребят телефон спрятал, с ним одним связь была. Жене он написал сообщение: «Со мной все хорошо. Мало ли», — и все. Мы все сразу начали звонить, жена дозвонилась. Он ей сказал: в Россию никто не вернулся, они все очень далеко в Украине, никого не ждите, очень много погибших и раненых, каждый день приносят новые списки. Через три дня, сказал, сможет еще позвонить», - рассказывает женщина.
Звонков больше не было, но появилось видео русских пленных. На четырех видеороликах десантники 331-го полка Алексей Генералов, Иван Мельчуков, Иван Романцев и Сергей Смирнов рассказывали, что не знали о том, что едут в Украину, перед отправкой сдали документы, мобильные телефоны и переоделись в камуфляж без опознавательных знаков, который сами купили в магазинах. Номера на машинах их заставили закрасить белыми кружками, после чего отправили в трехдневный марш по полям.
Во вторник родные десантников бросились в полк. Заместитель командира дивизии, полковник Александр Хотулев зачитал списки потерь: два контрактника погибли, около десяти — ранены и находятся в госпиталях Ростова; девять — задержаны украинцами, один из пленных в реанимации. Версия полкового начальства ничем не отличалась от официальной версии Минобороны: десантники по ошибке въехали на территорию Украины во время патрулирования границы. На вопрос, зачем для патрулирования границы десантников понадобилось переодевать в маскхалаты, командир в сердцах закричал: «Пришел приказ, обращайтесь в Министерство обороны».
Следующее собрание с командованием части назначено на пятницу, но жены и матери десантников решили прийти к зданию командования полка в четверг. Днем в среду прийти туда с плакатами собирались больше тридцати человек. Но вечером началось странное. Одной из жен позвонили из прокуратуры и сообщили: 300 военнослужащих живы, все они находятся в разных городах и сейчас возвращаются назад, но это займет много времени, потому что они очень далеко. Информацию не разглашать, в розыск не подавать, на митинг не ходить.
Начали поступать угрозы. Звонили, требовали отменить митинг, угрожали, что будут разгонять. Через соцсети неизвестные люди угрожали, что, если будут поднимать шум, не увидят мужей, что штраф за незаконные митинги 200 тысяч рублей, что всех — и десантников, и их жен — посадят за разглашение гостайны.
Идти на митинг женщины решили без лозунгов и плакатов, чтобы не злить командование. К женщинам вышел человек в штатском и заявил: раненых и убитых в полку нет, все выполняют учебное задание в Ростовской области, мобильной связи у них нет, но как появится, позвонят.
У дверей штаба десантников 331-го полка собрались около пятидесяти женщин. Собрание шло недолго. По словам девушек, к ним вышли те же военные, что и во вторник. Но в этот раз разговор был уже другим. Всем объявили: списков погибших и раненых нет. Информации о таковых — тоже. «Десантники 331-го полка 98-й дивизии находятся на плановых учениях».
Все женщины, которые согласились говорить с журналистом (неохотно и только анонимно), последний раз говорили с мужьями 23 августа. Груз 200 пришел в Кострому в среду. В городе знают о двух погибших. Точное количество и имена пока не известны», - пишет издание.
Источник: sprotyv.info
Всю жизнь что-то портишь. В молодости девок, в старости воздух.
|