Еще несколько дней назад эта информация представляла собой строгую тайну, которую знали в очень ограниченных кругах. Теперь об этом уже можно говорить, ведь операция завершена, задача выполнена.
Мои собеседники – командиры двух штурмовых групп, совершивших рейд по тылам террористов на Востоке Украины. Как большинство «тружеников в зоне АТО», они не называют ни своих имен, ни званий. Оставляют все это на «следующий после победы день». Приветствуются просто: «Здорово, брат ...» О своем подвиге рассказывают спокойно. Так, как можно рассказывать о любой работе. Волнение чувствуется, только когда разговор заходит о наших потерях. Но десантники умеют прятать боль. Говорят, что лучшая память о погибших – смерть десятка, а лучше сотни врагов. Поражает выражение их глаз. Спокойное и уравновешенное. Просто не верится, что несколько дней назад эти ребята прошли через ад.
– Когда мы собрали свои подразделения и объявили, что идем в рейд, то ребята все единодушно согласились. Не было ни одного отказника, – вспоминает командир первой штурмовой группы. – У нас, десантников, просто не принято отступать перед опасностью.
В этот рискованный поход было отобрано 400 лучших бойцов 95-й отдельной аэромобильной бригады. Хотя просились все.
В результате атаки первых ударных групп был освобожден город Лисичанск Луганской области. На подступах к нему было несколько укрепрайонов, построенных по всем правилам военной инженерии, с дотами, замаскированными огневыми позициями, переходами и коммуникациями.
Атака десантников ошеломила террористов. Плохую шутку с ними сыграла российская пропаганда. Они свято верили в собственную непобедимость и плохую подготовку украинских военных.
Во время зачистки Лисичанска наши ребята едва не попали в хорошо подготовленную засаду. Однако БРДМ наемников был вовремя обнаружен и уничтожен. Теперь эта груда металлолома стоит около жилого дома, которым пробовали прикрыться террористы.
– В Лисичанске мы обнаружили значительные запасы оружия и боеприпасов, – рассказал командир первой штурмовой группы. – Это были и противопехотные мины, и фугасы, и многое другое. Согласно маркировкам и датам, большинство военного имущества было передано террористам как «гуманитарка» из России. Поразил захваченный бронированный грузовик. Таких у нас просто нет. Он нам очень пригодился потом.
В тот момент наши подразделения были в сложном положении. Им предстояло перекрыть ключевые пути поставок российских запасов. Наши попали в окружение, под шквальный огонь как русских, так и их приспешников. Солдаты буквально вгрызались в землю. Несли потери, но не сдавали позиции. Но не только огонь врага поражал их. Россияне начали широкомасштабную информационную провокацию. На телефоны украинцев начали приходить фейковые смс от «почти настоящих» бойцов окруженных подразделений. В социальных сетях была поднята «информационную волну» о якобы брошенные бригады ...
Однако ребята стояли, несмотря ни на что. Они выполнили поставленную перед ними задачу – сковали силы врага, сдержали поставки оружия, дали время другим подразделениям для перегруппировки и подготовки к освобождению новых городов Донбасса.
После этого необходимо было вывести те подразделения из-под огня. Пробить коридоры через системы вражеской обороны. И десантники 95-й продолжили свой рейд по тылам террористов.
– Особенно нам запомнился один блокпост возле железнодорожного переезда, – рассказал командир второй штурмовой группы. – Первая группа уничтожила его бойцов. Мы шли по тому же маршруту всего лишь через несколько часов и попали в засаду. Уничтожили ее и пошли дальше. Через сутки возвращались назад, и снова пришлось с боем проходить мимо. Тогда мы уже сравняли этот блокпост с землей. И даже немного глубже, чтобы больше «не прорастал».
А еще десантники рассказали, как однажды утром заняли блокпост террористов и там задержались. А уже через несколько часов вдруг выяснилось, что эта опорная точка стоит на одной из главных вражеских артерий тылового обеспечения. То ли у террористов со связью были проблемы, то ли они настолько были уверены, что в их глубоком тылу все спокойно... Иными словами, за сутки, благодаря поставкам из России, арсенал и припасы десантников значительно пополнились!
Далее отчаянные ребята из 95-й сделали, казалось, невозможное. Они прошли между Шахтерском и Торезом. В местах, где в то время был настоящее логово бандитов. Операцию выполняли под шквальным огнем. Террористы не жалели боеприпасов. Обстрелы тяжелой артиллерии сменялись шквалами из «Градов», после которых стреляли минометы и снова артиллерия. По данным радиоперехвата было известно, что россияне просто не верили в то, что после таких интенсивных обстрелов кто-то может остаться живой. А наши подразделения научились воевать. Грамотно расположили технику, должным образом замаскировались. Все это, помноженное на боевой опыт, дало нужный результат. Уничтожить наших десантников не удавалось.
95 бригада
Командирский БТР: на бортах машины глубокие «шрамы» от обстрелов, два колеса уничтожены фугасом
И самым сложным для десантников было установление понтонного моста через реку Миус. Под плотным огнем из самоходок и «Градов», которыми террористы щедро обстреливали переправу, бойцы за считанные часы собрали понтоны.
– От моста до границы всего 19 километров, – вспомнил командир первой штурмовой группы. – Россияне этим пользовались, накрывая нас «Градом» из-за рубежа. Но нам помогли ребята из 30-й механизированной бригады. Вместе мы построили переправу.
Понимая, что происходит, и террористы, и их российские работодатели делали все, чтобы уничтожить переправу. Несколько раз от взрывов понтоны разлетались. Но бойцы наскоро восстанавливали мост. И колонны шли дальше. В целом по этой переправе прошло много десятков единиц техники и несколько тысяч военнослужащих. Это стало завершающим аккордом в возвращении бойцов сил АТО на «большую землю»...
Вопрос русской поддержки эскалации конфликта на Востоке Украины – это отдельная тема рассказа командиров штурмовых групп. По их словам, поддержка войны Россией там ощутима во всем.
- Вы поймите, что когда мы видим, как враг профессионально проводит десантирование на скорости с автомобиля: осуществляет перекат, занимает позицию, делает выстрелы и отходит... – говорит командир второй штурмовой группы. – Понятно ведь, что такому простого шахтера за месяц или два нельзя научить.
Кроме этого, бойцы демонстрируют автоматы, изготовленные в России.
По словам командиров групп, если бы не российская поддержка, то такие террористические организации, как ЛНР и ДНР, давно бы умерли своей смертью.
Выходили десантники из своего рейда, как и положено, последними. На снимке можно увидеть, сколько раз был прострелен БТР командира. На бортах машины – глубокие «шрамы» от обстрелов. Два колеса уничтожены фугасом. Однако десантники выполнили свою работу. Они прошли около полутысячи километров. Получили ценные разведывательные данные. Уничтожили немало боевой техники и живой силы противника. И главное – они вернулись!
Сейчас эти ребята прячут от камер свои лица под балаклавами. Они еще не называют своих имен и, стесняясь, не показывают обветренные руки в мозолях. Впрочем, пройдет не так много времени, и каждого из них будут знать во всех украинских городах. Потому что они настоящие ГЕРОИ!
Тарас Грень,
Военный корреспондент МО
блог
Больше всего на свете рабы ненавидят не своих хозяев, а тех, кто стал свободным.
Марк Порций Катон
|