Депутаты предлагают при торговле подержанными авто облагать НДС маржинальную прибыль
Народные депутаты предлагают распространить специальный режим обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) операций с произведениями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата на торговлю подержанными транспортными средствами (трейд-ин).
Соответствующий законопроект №2623 о внесении изменений в некоторые законодательные акты (в отношении налогообложения отдельных видов доходов) внесен народными депутатами Юрием Полунеевым (БЮТ), Николаем Кругловым и Дмитрием Святашем (оба - Партия регионов) и зарегистрирован в Верховной Раде 9 июня.
Предлагается, в частности, распространить на торговлю подержанными автомобилями норму закона "О налоге на добавленную стоимость", согласно которой базой налогообложения операций по поставке культурных ценностей является маржа - разница между ценой продажи товара и ценой его приобретения (без учета НДС, начисленного на такую маржу).
При этом законопроектом предлагается ввести понятие "специализированный магазин" – плательщик налога, который приобретает подержанные транспортные средства (и культурные ценности) с целью дальнейшей перепродажи.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в Украине специальный порядок налогообложения подержанных транспортных средств не применяется, хотя в 2007 году было перерегистрировано 634,8 тыс. автомобилей на сумму более $12,8 млрд, в том числе 453,69 тыс. легковых авто на $8,9 млрд).
В то же время директивой Европейского Союза "О совместной системе налога на добавленную стоимость" от 28 ноября 2006 года во избежание двойного налогообложения и искажения конкуренции между налогоплательщиками была определена целесообразность введения системы налогообложения подержанных товаров, произведений искусства и антиквариата. В частности, в ней отмечается, что налогом должна облагаться маржинальная прибыль (за исключением НДС на эту прибыль).
По оценке Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), приводимой в пояснительной записке, в настоящее время около 90% подержанных автомобилей продаются на биржах, при этом суммы, указываемые в биржевых договорах, значительно ниже реальной стоимости автомобилей и составляют не более 1 тыс. грн.
По мнению авторов законопроекта, таким образом в Украине будет стимулироваться официальная продажа автомобилей через специализированные магазины по реальной стоимости, которая в десятки (в отдельных случаях в сотни) раз отличается от стоимости, приведенной в биржевом соглашении.
По оценке авторов, ориентировочный объем операций, которые могут быть отнесены к категории трейд-ин с учетом сокращения продажи автомобилей через биржи по заниженным ценам, составит около 440 тыс. ед за год на сумму более $8 млрд (40 млрд грн).
С учетом того, что на практике вознаграждение за продажу авто составляет от 3% до 6%, объект обложения НДС составит от 1,2 до 2,4 млрд грн, то есть ожидаемый рост поступлений НДС составит от 240 до 480 млн грн. С учетом того, что, согласно ожиданиям ВААИД, комиссионный сегмент достигнет пика привлекательности к 2010 году, когда рынок насытится новыми авто и начнутся массовые перепродажи, такие поступления могут возрасти до 750 млн грн.