День третий.
Как раньше все дороги вели в Рим, так сегодня все маршрутки из Тбилиси по разным концам Грузии идут от станции метро с названием «Дидубэ». От нашей «отельной» станции Авлабари это седьмая.
В самом метро висят таблички, что фото, видео запрещено, потому не снимал. На каждой станции есть полицейский. Немного неудобно, что в вагонах НЕТ схемы метро, и на станциях они маленькие, не увидишь из вагона, как в Киеве. Но потом этот недостаток компенсировали четкие объявления на грузинском, а потом английском.
Очень порадовало, что в вагонах метро или вообще нет рекламы, или только на небольших специальных щитках над поручнями и на окнах. Это вам не вагоны-пингвины в Киеве.
Типа автовокзал Дидубе представляет собой переплетенные вместе магазинчики, рынок и кучи маршруток: от новеньких спринтеров и транзитов, то ушатанных их же сородичей. Газелей, правда нет.
С порога начинают приставать таксисты, но мы отметаем непристойные предложения в 60 и больше лари (300 грн) и находим сразу маршрутку, идущую через Боржоми дальше на 28 км в Бакуриани: еще один горнолыжный курорт.
Встретились с двумя парнями из Украины, которые в поисках снега, переезжали из Гудаури в Бакуриани, где хотя бы работают маленькие подъемники. Они поехали этим рейсом, нам пришлось ждать следующего где-то 30 мин, но только до Боржоми.
Стоимость одного билета: 8 лари. С нами в маршрутке сели также киевлянка с другом из Голландии. Им кто-то знакомый посоветовал паршивую гостиницу. Теперь они едут на 4 дня в Боржоми, подлечиться. Судя по ее другу, он нормальный поц, и ему такое путешествие даже по-приколу.
Дорога в Боржоми ведет обратно по трассе в сторону Кутаиси. За городом Тбилиси, справа (не успел сфотать) множество однотипных новых домиков, как у нас дачи. Я и подумал было, что это дачи, но потом сказали, что это построили дома для беженцев из Абхазии, после войны 2008 года.
Слева, чуть дальше, расположена военная база. С виду: сделанная по всем последним пирогам. Тоже была полностью разбомблена русскими, но потом за год восстановлена. Как-то грустно вспомнились наши армейские казармы и часть (в конце 2012-го посещал племянника в Киеве).
Дорога до Боржоми везде хорошая, заняла пару часов. Поскольку там смотреть особо нечего (боржомский парк, типа нашего в Миргороlе) зимой закрыт, спонтанно решили все-таки сгонять в Бакуриани: 28 км по горной дороге. Минут сорок, пока ждали отправления маршрутки, чувак копался в чем-то турбированном (см.фото).
Да, туалеты в глубинке и по дороге (именно уличные) отвратительные, и все платные: 20, а то и 30 тетри за то что бы ты зашел в промерзлое, вонючее помещение с нерукотворными сталактитами и сталагмитами. В городе еще более-менее.
До Бакуриани добрались за 40 минут и 3 лари за чел. Инфраструктура, действительно, очень развита: куча отелей, 3 заправки, банки. Очень большое количество проката, больше прямо на улице. Это маленькие горки, типа нашего Сорочиного яра, или Протасового. Большой склон планировал запускаться с 25-го. Инвентарь, конечно, убитый уже. Берем сноуборды за 7 лари в час. Зато подъем стоит 0,5 лари: 2,5 грн, тогда как в Харькове все 8 грн. Карточек нет: стоит чувак с тетрадкой, записывает твое имя и ставит галочки. Как он всех успевает отследить, хз.
Покатавшись часок, решили бежать на последнюю маршрутку до Боржоми, чтобы там сесть тоже на последнюю в 18.00. Но случился обломов. Пришлось хватать такси (Опель вектра) с новой зимней резиной. За 30 лари дедушко согласился довезти за 30 мин до Боржоми. В горах дорога на ночь примерзает, но ездят все аккуратно. Опять спрашиваю о полиции: действительно ли не берут взятки? Да. Но когда в сезон у них работают другие патрули (не местной управы), иногда придираются там, где можно обойтись предупреждением. Но без взяток, а со штрафом.
Дедушка уже затемно довозит нас до развилки в Боржоми с дорогой на Тбилиси и говорит, что не уедет, пока мы не сядем на маршрутку. В это время из Бакуринани едет другое такси. Дедушка остановил, мы все поздоровались, и они начали громко на грузинском что-то говорить. В разговор также включился местный житель, стоявший на остановке. Оказалось, они просили добросить нас (30 км) до трассы Кутаиси-Тбилиси, а там мы бы сели на любую маршрутку. Но таксист едет прямо в Тбилиси: зачем везти только 30 км и бросать там, если всего за 15 лари с человека (билет стоял
довезет прямо в город. На том и решили.
Таксиста зовут Томаз. В 1975-77 служил в Украине, во Франковске. Сам инженер-строитель. Сейчас таксует. Если дадут работу, готов работать инженером. Но пока нет и он от государства ничего не просит, то и государство от него НИЧЕГО не берет: малый бизнес в Грузии это когда в год зарабатываешь не больше 30 тык лари (150 тысч грн). При этом ты НЕ ПЛАТИШЬ никаких налогов, пенсионных и т.п. Его жена делает сладости и продает их магазинчикам. Тоже НИКАКИХ санстанций, пожарников и т.п. Я, если честно, офигел.
Рассказывал немного и о войне. Он сам из Сухуми (Абхазия). После войны Грузия открыла границу для абхазцев, они могут въехать в Грузию. А вот он не может посетить Сухуми!!! Теперь, говорит, и сами абхазцы начинают понимать, что Путин купил их, раздав паспорта, а толку от этого никакого.
Его младший сын учится в университете в Тбилиси, в свободное время работает администратором отеля, подкидывает ему работу по доставке туристов из аэропорта, а тот дает ему какой-то процент от заработка.
Автомобиль у него праворульный минивен Митцуба, не помню модель, праотец грандиса. Оказывается, он его купил через Интернет в Японии за 450 (!) долларов, еще 600 с копейками обошлась растаможка. Всего с доставкой авто стоило около 3 тык зеленых! Вот теперь я понял, почему у них много б\у мерсов, опелей и японцев! Про «китайцев» Томаз слышал и видел только как про туристов, машин таких нет )))))) Да, очень скучает за украинским борщем: его жена готовит борщ, но он не такой
На метро мы добрались обратно домой, еле успели на ужин (до 22.00) и завалились спать. Так прошел второй полный день в Грузии.
п.с. фото вечером, так как пишу с опозданием. Мы в Гудаури, тут ТАКИЕ ГОРЫ