Военно-морской музейный комплекс "Балаклава" создан в 2002 г. на базе штолен подземного завода по ремонту и обслуживанию подводных лодок (объект ГТС №825).
Военно-морской базой Черноморского флота Балаклавская бухта стала еще в довоенное время - здесь располагалась 155-я бригада подводных лодок.
Краткая история. В середине 1950-х годов началось масштабное строительство подземного объекта первой категории противоатомной устойчивости. Комплекс площадью 10 кв. км вырублен в горе, возвышающейся на 120 м над западным берегом бухты. Состоит из ремонтной части и ядерного арсенала. Комбинированный канал глубиной 8 м, проходящий насквозь через гору, позволял размещать 7 подводных лодок 613 и 633 проектов.
К концу XX в. завод потерял значение как военный объект в связи с перевооружением флота. После распада СССР все ценное оборудование было вывезено, остальное разграблено. На базе сохранившихся подземных сооружений организованы экспозиции об истории Военно-морского флота, о подводных силах Черноморского флота бывшего СССР, о военных и политических аспектах Холодной войны. К осмотру открыты зоны вдоль подземного канала, бывшие цеха завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Представлены модели боевых кораблей, образцы техники и вооружений. В одной из штолен развернута масштабная выставка раритетов Крымской войны 1853-56 гг. из собрания частного музея киевской семьи Шереметьевых: военная амуниция, мундиры, награды, образцы холодного и огнестрельного оружия, карты сражений, личные вещи, письма солдат и офицеров противоборствующих сторон, монеты, посуда и предметы быта.
Поездку спланировали заранее, собрали колонну байкеров на мото и байкеров на авто, погрузили детей и в путь, По пути заехали в Инкерман, в Инкерманский монастырь, о чём напишу позже.
Добрались без приключений, погода радовала солнцем.
Военно-морской музейный комплекс "Балаклава"
Цена удовольствия в виде посещения музея для
взрослых - 40 грн, детей - 15 грн, экскурсия обязательна.
В музее ХОЛОДНО, +15
Строительство секретного объекта началось в декабре 1953 году военным горно-строительным отрядом ЧФ, завершилось в 1961 г.
Строители работали круглосуточно в три смены.
Выработка скального грунта из штольни, где проходил канал, составляла
200 тысяч кубометров.
Такими вагонетками ночью вывозили скальную породу наружу и тщательно прятали.
В скальной толще западного утёса возникали рукотворные подземные дороги, шлюзные камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который могла войти подводная лодка. Завод строился поэтапно. Строителям давали план строительства по частям. По окончанию строительства вся документация была изъята.
Завод строился в противоатомном отношении первой категории устойчивости. Толщина бетонных стен составляет от 1 до 5 метров железобетонной отделки. Объект мог выдержать прямое попадание 100-килотонной ядерной бомбы. Это в 5 раз больше чем было сброшено на Хиросиму и Нагасаки. Вся инфраструктура подземного завода позволяла полностью изолировать подземные лодки от внешнего мира с перекрытием подводных шлюзов, а так же укрывать в штольнях при ядерной атаке несколько тысяч человек (до 3000 человек).
С правой стороны при входе в канал находился батопорт (морская задвижка) — он закрывал вход в канал и весил около 150 тонн. Его высота составляла 14 м., ширина — 6 м., длина — 18 м. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.
Комбинированный подземный канал завода позволял вводить под гору сразу 7–9 подводных лодок (в зависимости от проекта лодки).
Длина канала достигает 505 м. (при общей длине туннеля до 600 метров), ширина 6–22 м., глубина 6–8,5 м.
Заводская паттерна — большой транспортный коридор, ведущий к производственным площадям сооружения.
Использовался для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части и доставки материалов, оборудования в производственную часть завода, а также как убежище для личного состава в случае ведения войны с применением ядерного оружия. Паттерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны.
Протяженность коридора составляет 296 м., ширина 4 м., высота 4,5 м.
Заводская паттерна пересекается с малым транспортным коридором, предназначенным для доставки торпед из минно-торпедной части к водному каналу.
Двустворчатые арочные защитные ворота предназначены для перекрытия проема размером 4,0x5,6 м. Ворота представляют собой сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном марки «М 500», подвешенные на петлях к закладной раме. В движение створки приводились гидравлическим механизмом. Общий вес одной створки с бетонным наполнением составляет 10 тонн. Толщина створки 60 см.
Противоатомные защитные ворота — двустворчатые арочные, предназначены для перекрытия проема размером 3,0х2,8 м. и восприятия давления P = 60 кгс. / кв. см. Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М 500». Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10 тонн. Толщина створки 60 см., высота — 3 метра.
Моя малая для наглядности
В нишах паттерны расположены торпеды различные и мины:
Паттерна закончилась огромным залом метров 20 в высоту, 60 в длинну.
Из зала расходились три канала, по которым двигались ПЛ к местам ремонта и обратно. Каналы перекрывались задвижками, вода откачивалась, ПЛ опускалась на специальные подпорки и рабочие имели возможность производить ремонт.
С внутренней стороны канала расстояние до стены больше, чем с наружной, для безопасности установлены перила
Это макет ПЛ, которая использовала мастерские для ремонта
Арсенал состоял из локальной и технической зон.
В локальной зоне размещались: хранилище головных частей и зал для сборки изделий.
В технической зоне располагались механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала.
Локальная зона являлась самой секретной зоной арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие исключительно из офицеров и мичманов.
В помещениях зоны осуществлялось хранение головных боевых частей изделий, проводились регламентные работы по их обслуживанию.
Перед входом в сборочный зал с правой стороны расположены кабинеты-сейфы, в которых хранилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ (запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент). Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см., вес двери составляет 300 кг.
В центре зоны находится поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками. Вес тележки 996 кг. Грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиями мер безопасности тележку перемещали только вручную.
Порадовал и впечатлил корпус дизельной ПЛ в разрезе
Далее в арсенале были размещены различные пульты для управления ПЛ, её агрегатами и механизмами.
Верхний входной люк
Часы ПЛ с циферблатом на 24 часа, потому что под водой солнца нет, показывающие вечернее время - 5 минут седьмого или 18:05
на выходе была дверца по-меньше, вес двери всего 480 кг
Часто встречались макеты ПЛ, кораблей
На выходе, как всегда, нас с радостью ждали продавцы сувениров и брошенные торпеды, которые при большом здоровье можно было забрать.
Мотоциклы и машина по возвращению на стоянку не пострадали. Стоянка бесплатная.
Спасибо тем, кто мужественно дочитал до конца.