Доклад: После вступления в Таможенный союз экономики его членов подверглись серьезным рискам и проблемам
Изучение ситуации в странах, вступивших в Таможенный Союз, продемонстрировало серьезные проблемы и риски, с которыми до 1 января 2013 года столкнулись экономики стран этого объединения, говорится в докладе Da Vinci AG.
Низкие темпы роста товарооборота в ТС
Аналитики указывают на тот факт, что статистические данные свидетельствуют о том, что формирование ТС не привело к существенному росту товарооборота в рамках ЕЭП. По оценкам источников из правительственных кругов Казахстана, это связано с низкой конкурентоспособностью товаров, отсутствием унифицированных правил работы на рынке и недостаточной свободы перемещения товаров, услуг и капитала.
Отмечается, что основной проблемой товарооборота между членами ТС является небольшое количество товаров, которые участники готовы предложить друг другу для реализации. Кроме того, ужесточение конкуренции вследствие снижения цен на импортируемые товары наносит удар по некоторым отраслевым рынкам, что формирует условия для вытеснения некоторых национальных производителей с рынка и недружественных поглощений.
По оценкам экспертов, низкие показатели темпов роста товарооборота внутри ТС способствуют ведению торговых войн его членами против внешних партнеров по отдельным номенклатурам товаров. Такой протекционизм способен обеспечить временный промышленный рост в рамках ТС. Вместе с тем, подобные меры могут привести к торможению модернизации промышленности участников ТС, добавляют они.
Наркотрафик, преступность и миграция
В докладе говорится, что снятие таможенной границы внутри союза привело к увеличению наркотрафика из Казахстана (каннабис) и Афганистана (опий и героин) на территорию России. Наиболее распространена проблема в Сибирском федеральном округе, где после снятия таможенного контроля возросло количество изъятия наркотиков. Отмечаются проблемы и на Кавказе.
По оценкам аналитиков, в случае присоединения к Таможенному Союзу Кыргызстана, а также, в перспективе, других среднеазиатских республик наркотрафик может возрасти, что, в свою очередь может привести к активным действиям со стороны Российской Федерации по установлению военных или специальных полицейских баз на территории стран-участниц Таможенного Союза. "Полагаем, что в случае вхождения в ТС среднеазиатских республик в европейской его части может увеличиться популярность новых наркотиков, в частности насвай, завозимых с территории Средней Азии", - говорится в докладе.
Эксперты констатируют, что еще одной проблемой является усиление миграции внутри Таможенного Союза, которое предполагает свободное движение рабочей силы внутри стран ТС. В случае присоединения к организации среднеазиатских республик это может привести к наплыву их жителей в европейскую часть Таможенного Союза.
Непрозрачная система регулирования
На сегодняшний день в ТС продолжают действовать различные системы регулирования на отраслевых рынках, отмечается в докладе. В рамках ТС активно применяются меры нетарифного регулирования. Так, например, поставки нефти в Беларусь ограничивались под предлогом нехватки у РЖД подвижного состава.
"Подтверждение поставки экспортера находится в зависимости от действий хозяйствующего субъекта, являющегося резидентом страны-импортера. По свидетельству представителей бизнес-среды Казахстана, предприятия сталкиваются с проблемой несвоевременного предоставления, непредоставления либо предоставления импортером такого заявления на сумму, меньшую фактической стоимости поставленного товара", - говорят аналитики, и отмечают, что в таких случаях экспортеры вынуждены уплачивать недостающую сумму косвенных налогов самостоятельно.
Снижение уровня контроля за товарооборотом
В докладе также указывается на тот факт, что снятие границ между тремя странами в рамках ТС привело к тому, что снизились возможности для контроля товарооборота. В связи с этим представители правительственных структур и бизнеса указывают на невозможность контроля качества перемещаемой внутри ТС продукции. Отсутствует единая электронная система ветеринарной, фитосанитарной и санитарной сертификаций, что повышает риски безопасности использования товаров.
Отсутствие единой системы правоприменения
Данные Da Vinci AG добавили, что на сегодняшний день в ТС отсутствует унифицированная система налогообложения, единого технического регулирования качества и безопасности товаров, единой системы государственной поддержки и госдотаций. В результате существуют прецеденты невыполнения обязательных требований наднационального органа управления, что приводит к снижению доверия к институтам ТС. При этом существуют значительные расхождения по множеству юридических вопросов между участниками ТС.
В докладе говорится, что условия для развития бизнеса трех стран не равны для всех. В частности, одной из проблем, с которой в настоящее время сталкиваются представители бизнеса России, является отсутствие единообразия в области интеллектуальной собственности. Несмотря на фактическое отсутствие границ, интеллектуально-правовые ограничения продолжают функционировать. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в настоящее время полностью не работает.
Тенизация товарооборота
По имеющимся оценкам представителей властей РФ, половина товарооборота внутри ТС находится в тени. Облегчение процедуры таможенного контроля привело к росту контрабанды. При этом, по оценкам, представителей российской стороны, статистика может сознательно искажаться на государственном уровне таможнями Беларуси и Казахстана.
По оценкам аналитиков, в среднесрочной перспективе Москва может выступить с инициативой создания единых внешних границ, в том числе для борьбы с контрабандой. Для этого РФ может инициировать создание до десяти основных таможенных постов, на которых будут присутствовать российские таможенники. Данная инициатива, по нашему мнению, вызовет негативную реакцию в Минске и Астане.
Защитные барьеры на рынке ТС
Снижение торговых показателей Казахстана в 2012 году источники в дипломатических кругах Казахстана, связывают с защитными барьерами, которые устанавливают остальные участники ТС. В наибольшей степени это касается категории пищевых товаров, в ряде случаев они носят технический характер. Дискриминация в отношении Астаны происходит на рынке алкогольной продукции, кондитерских изделий (законодательство РФ не позволяет ввозить всю номенклатуру), в вопросах НДС на импорт.
Рост цен
Кроме того, аналитики пришли к выводу, что создание ТС привело к росту цен на отдельные группы товаров. Это происходит с одной стороны из-за того, что рост таможенных тарифов приводит к росту цен на товары, импортируемые из третьих стран. А с другой стороны, из-за выравнивания цен внутри ТС. Как результат, Казахстан вынужден прибегать почти к фиксации цен на социально значимые товары, вводить государственному регулированию цен. На рынке наблюдается существенный рост первоочередных товаров на фоне снижения покупательной способности.
http://korrespondent.net/business/econom...am-i-probl