Валютная уловка № 212
Народу пригрозили тюрьмой за валютообменные операции. Точнее, за неуплату 15% сбора с продажи долларов, евро и другой СКВ. Пострадают все, кто после ведения сбора побежит на "черный рынок" к менялам. Такой обмен будет квалифицироваться как правонарушение. А кого поймают на таком обмене, попадут под действие статьи 212- прим Уголовного Кодекса Украины. Разъяснить эту статью UBR.UA попросили старшего партнера юридической компании Ярослава Абрамова.
UBR.UA: Насколько обоснованы разговоры об уголовной ответственности за валютообменные операции?
Я. Абрамов: 20 ноября, непонятно почему, проект закона отозвали на доработку. Но в профильном комитете заявили, что после доработки документ все же будет принят. Очевидно, в нем появятся дополнительные инструменты упреждения обхода норм, которые предположительно, будут введены. Потому что сегодня практически все сходятся во мнении что, несмотря на наличие статьи, предусматривающей уголовную ответственность вплоть до тюремного заключения, очень тяжело будет доказать, что данное правонарушение имело место. Так как контролировать "черный рынок" почти невозможно.
UBR.UA: Какова формулировка нынешней статьи и как она применяется при неуплате налогов? Как к этой статье можно "подвязать" обмен валют?
Я. Абрамов: Сегодня существует единственная норма - статьи 212 и 212-Прим Уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за уклонение от неуплаты налогов. Других норм пока нет.
Статья 212 - это общая статья по ответственности от уклонения уплаты налогов. А по сборам в Пенсионный Фонд предусмотрена отдельная статья в Уголовном кодексе - 212-прим. То есть, это специальная норма. Предусмотрено три уровня ответственности в зависимости от суммы неуплаченных налогов. Суммы указываются, как суммы, которые фактически не были уплачены.
UBR.UA: Но это надо еще доказать?
Я. Абрамов: Да, теоретически, могут быть случаи, когда надо будет доказывать, что эти суммы должны были быть уплачены. Указаны три суммы - значительный размер, крупный размер и особо-крупный размер. Первый уровень – значительный размер. Это ответственность за неуплату налога в размере свыше 17 тыс. гривен.
Второй уровень - крупный размер – это 51 тыс. грн. И третий размер – особо крупный - 85 тыс. грн. То есть, эквивалент 5 тыс. необлагаемых налогом доходов граждан.
UBR.UA: Откуда эти цифры? В Уголовном кодексе указаны размеры штрафов в не налогооблагаемых минимумах.
Я. Абрамов: Да. Но в конце статьи 212-прим есть примечание. И там указано, что под значительным размером следует понимать суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в 1000 и более раз превышают установленный законом необлагаемый минимум доходов граждан. Под крупным - в три тысячи и более раз. Под особо крупным размером средств следует понимать суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в пять тысяч и более раз превышают установленный законом необлагаемый минимум доходов граждан.
UBR.UA: А ответственность как распределена?
Я. Абрамов: Во-первых, предусмотрены либо штрафы, которые варьируются от 500 необлагаемых минимумов доходов граждан за самый незначительный вид правонарушения по данной статье и до 25 тыс. необлагаемых налогом минимумов.
UBR.UA: Статьи 212 и 212-прим применимы отдельно друг от друга или, возможно, действуют как дополнение друг к другу?
Я. Абрамов: В 212-прим идет речь именно об уплате взносов на общеобязательное страхование и взносов в ПФ. Это специальная норма. И она будет превалировать над статьей 212. Есть три социальных Фонда и Пенсионный фонд. И эта специальная норма будет применяться к этим сборам. Во всех остальных случаях будет применяться норма статьи 212. Там предусмотрены другие санкции повыше.
UBR.UA: А кроме штрафов?
Я. Абрамов: Альтернативное наказание - запрет человеку занимать определенные должности. Идет речь о должностях, связанных с распоряжением деньгами и подачей финансовой отчетности. Предусматривается установление срока до 3 лет за минимальное нарушение и максимум - это 3 года плюс конфискация имущества. Это страшно для всех. Деквалификация даже на три года для человека, который был связан с банковской системой, означает, что при наличии судимости по данной статье он не сможет больше попасть на работу в банк.
UBR.UA: Тюремное заключение возможно?
Я. Абрамов: Да. Оно предусмотрено для случаев, когда неуплата налога была в крупных и особо крупных размерах, по предварительному сговору или при повторном правонарушении. Сроки варьируются от 3 до 10 лет лишения свободы.
UBR.UA: То есть, за обмен 100 долларов на "черном рынке" сажать не будут?
Я. Абрамов: Людям с покупками 100 долларов бояться нечего. Сумма сокрытия налогов должна быть немаленькой. Ответственность по этой статье наступает, если припрятанный доход от проведения операции составляет 17 тысяч гривен за одну операцию. Подчеркиваю! Это не сумма всей валютообменной операции, а сумма неуплаченного налога с операции.
UBR.UA: Но и "делки" "черного рынка" не проводят такие существенные операции под обменками на глазах у желающих их поймать налоговиков или милиции…
Я. Абрамов: Да, тяжело себе представить, что такие операции можно обнаружить на месте. К тому же, после того как она будет завершена, доказать факт ее проведения будет очень сложно. Исключение - если проходила скрытая фиксация в виде видеосъемки или что-то еще. Если участвующие в сделке лица не додумались заранее найти укромное место, теоретически, они могут быть обнаружены. Если же все было проведено с соблюдением соответствующих предосторожностей, доказать, что операция имела место будет очень тяжело.
UBR.UA: Но если "прихватили" с деньгами в чемоданах?
Я. Абрамов: Как отмечают коллеги, один из возможных используемых вариантов, элементарно, сказать, что это была не операция, а ссуда в валюте. То есть, одно лицо предоставило другому деньги в валюте, а второй рассчитался в гривне. Бывает же такое.
UBR.UA: То есть, об окончательной ответственности говорить рано, и о том, как нормы будут работать - тоже?
Я. Абрамов: Пока не понятно. Информация, выявленная журналистами о процессе подготовки проекта, о том, что он подан задним числом, что готовился на выходных, показывает высокую степень заинтересованности в продвижении проекта закона. И это понятно. Это был бы хороший источник для наполнения Пенсионного фонда. И, самое главное, что непонятно пока, в какую сторону его будут дорабатывать. Хорошо, что старый вариант остался на сайте Верховной Рады. Можно будет сравнивать с новым текстом. Потому что сам по себе текст законопроекта был достаточно завершенный. Все нормы, необходимые для регулирования вопроса, за исключением санкций, в законопроекте были. Очевидно, что должны появиться какие-то дополнительные санкции.
UBR.UA: В других законах есть какие-то запретительные нормы относительно валюты?
Я. Абрамов: Есть много норм, связанных с темой хождения валюты. Ведь валютное законодательство большое. Что-то связано с обязательной продажей валютных остатков, что-то - с закрытием валютной позиции при внешнеэкономических операциях. Но это все не то. Здесь речь идет о внутреннем рынке. На внутреннем рынке, как такового, запрета нет. Да, было введено требование относительно идентификации всех, кто покупает доллары. Есть ограничения, которые касаются расчетов с помощью валюты. В Украине единственное платежное средство - это гривна. Перед тем, как появилась информация о сборе, ввели запрет по установлению цен в иностранной валюте для внутренних операций. Цены должны быть не в условных единицах, а в гривне. На этом, пожалуй, все.
UBR.UA: А как эта норма по условным единицам применима в отношении торговцев на рынке? Ну, озвучил он мне стоимость в долларах, и что?
Я. Абрамов: Надо будет доказать, что это именно цена сделки и расчета. То есть, необходимо не просто указание на ценнике в условных единицах, а чтобы цена была зафиксирована. Установление цены для товаров - это определенная процедура, которая оформляется документально. То есть, если есть прайс лист, что как-то по-другому цена зафиксирована, то можно доказать, что имеет место нарушение.
UBR.UA: Если налоговая сама покупает через подставное лицо?
Я. Абрамов: Налоговая вряд ли будет хватать за руку. У нее другая функция. Она не будет заниматься валютным контролем. Она должна следить за правильностью ведения налоговой отчетности и уплаты налогов.
UBR.UA: А вообще-то наказуема торговля за валюту, исходя из того, что нормы расчета на территории Украины должны проводиться в гривне, и цены указываться только в гривне?
Я. Абрамов: Теоретически - это нарушение норм законодательства, которые устанавливают правила обращения иностранной валюты. Но что будет дальше… Наказание не прописано. Есть только требование проводить расчеты в национальной валюте.
UBR.UA: Тюремное заключение за неуплату налогов -это стандартная мировая практика?
Я. Абрамов: В мировой практике - это основной способ борьбы с уклонением от уплаты налогов. Самый известный пример - США и Алькапоне. Также в пределах Европы больше всего известны своим налоговым законодательством в плане наказания за неуплату налогов - Великобритания и Германия. Как с точки зрения сложности законодательства, так и с точки зрения контроля за его выполнением. Коллеги из Великобритании проводили сравнительный анализ, и получилось, что у них регулирование - самое сложное и санкции самые высокие.
UBR.UA: 15% налога на продажу валюты существует в других странах?
Я. Абрамов: Мне не известно, чтобы где-либо был налог на продажу валюты. Есть сборы, которые предусмотрены при обмене валюты. Но это комиссионный сбор. Он предусмотрен в большинстве стран и составляет от 0,5 до 1%. Это стандарт. Сбор с такой ставкой – не слышал.
UBR.UA: А для каких-то очень узких (специфических) операций?
Я. Абрамов: Сложно представить валютообменные операции с таким серьезным комиссионным сбором. И уж тем более – это не сбор, который удерживается банком или другим уполномоченным на валютообменные операции учреждением на Пенсионный Фонд. Это ничего общего не имеет с налогами. Более чем уверен, что больше возмущение вызвала ставка, чем факт введения сбора. Если бы она была в 1-2%, то шума почти не было бы.
UBR.UA: Но это нарушение прав потребителя?
Я. Абрамов: Законодатели, когда писали проект, попытались защититься от возможности как-то привязать это введение к нарушению прав. Поэтому и назвали это не налогом, а сбором. Если бы был налог, то можно было бы говорить о том, что налоги уплачены при получении гривневых средств. А, с другой стороны, можно найти основание для того, чтобы говорить о расширении списка исключений.
UBR.UA: Но где же логика в том, чтобы взимать сбор в ПФ? Ведь с гривны, за которую когда-то покупались доллары, которые сейчас кто-то хочет сдать, сбор в ПФ тоже уже взымался.
Я. Абрамов: Нет логики в том, чтобы платить сбор в Пенсионный фонд с тех средств, которые на каком-то этапе были уплачены. Потому что большая часть доходов - это заработная плата, а не процентные доходы. При выплате зарплат сбор удерживается с работодателей, хотя и по другой ставке. И гражданин свои обязательства выплатил. Здесь, возможно, будет реализован подход, чем- то похожий на тот, который был введен относительно иностранных инвестиций.
UBR.UA: А именно?
Я. Абрамов: Если вы хотите забрать валюту из Украины, при уходе с рынка необходимо предоставить документы, подтверждающие, что вы с этой валютой на рынок пришли.
UBR.UA: Нечто подобное действует в отношении налогообложения операций с золотыми слитками…
Я. Абрамов: Наверное. Но большинство украинцев эти чеки никогда не сохраняют и не ведут учет подобных операций. Однако при таком подходе, налогообложение было бы обосновано. Потому что, если человек приобрел валюту в Украине и затем продает в Украине, то, по сути, эта операция с той же валютой. И валюта остается на украинском рынке. Если законодатель хотел уменьшить количество валюты, которая находится в обороте, то это значение не изменится.
UBR.UA: А как доказать, что имело место нарушение?
Я. Абрамов: Есть общий принцип - что с дохода налог может быть уплачен только раз. Но это теоретический принцип. То есть, прямо он не закреплен. Но он должен быть имплементировал в налоговую систему: если вы декларируете какую-то сумму за месяц, то в следующий месяц вы не обязаны уплачивать с нее налог.
UBR.UA: Остаются ли в законодательстве обходные нормы (с точки зрения юридических прорех)?
Я. Абрамов: Как минимум три из них прописал сам НБУ в виде исключений. Это депозиты до 30 дней, переводы до 150 тысяч гривен, использование банкоматов. К тому же, под подобные операции всегда можно иметь "карманный" банк.
UBR.UA: Но три указанных способа все же вызывают временной дискомфорт и комиссия не исчезает...
Я. Абрамов: Комиссия бывает плавающая. То есть, банки могут, как завышать, так и занижать комиссию до смешных пределов. Поэтому даже если комиссия будет составлять 0,0 процента - штрафовать никто не сможет.
UBR.UA: Конвертационщики поднимут цены на свои услуги?
Я. Абрамов: Скорее всего. Вопрос - на сколько. На 15% - цена не вырастет. Тогда конвертационные центры потеряют смысл. Ведь если стоимость услуг превышает траты, которые будут и при проведении белой операции, то какой смысл обращаться к серым схемам, рискуя последствиями. Даже если к ответственности не привлекут, то помучают изрядно. Думаю, что услуги конвертационных центров подорожают на 5-7%. Вопрос еще насколько рынок адекватно отреагирует на такое повышение.
Пессимист – это хорошо информированный оптимист.
У оптимиста сбываются мечты - у пессимиста - кошмары (Б.Шоу)
|