Потребитель имеет право выражать свое недовольство
Потребительские «ликбез»
Знаете ли вы, что ...
... за разбитый товар в магазине платить не нужно
По закону, покупатель не должен платить за тот товар, который он случайно, нечаянно разбил, - ваши права защищены статьями 17 (пункт 1) и 19 (пункты 1, 4, 5) Закона Украины «О защите прав потребителей». Как правило, продавцы супермаркетов в случае возникновения конфликта решают вопросы в интересах покупателя. Если же работники магазина не обращают внимания на ваши объяснения и извинения, пишите заявление на имя директора с просьбой не предъявлять требования по оплате разбитого товара. В противном случае - обращайтесь в местное Управление по делам защиты потребителей.
... вас не могут заставлять оставлять вещи в камере хранения
Ни одним нормативным актом действующим законодательством не предусмотрено, что покупатели обязаны сдавать свои вещи в камеры хранения в супермаркетах. Более того, Закон Украины «О защите прав потребителей» устанавливает, что представители продавца не имеют права принуждать потребителя к любым действиям, такое влияние считается агрессивной практикой, что запрещено.
Поэтому каждый из нас имеет право входить туда со своей сумкой. Если не пускают - требуйте Книгу жалоб, отзывов и предложений. И, кстати, если вы оставляете вещи в камере хранения, берете жетон или другой «знак», который удостоверяет сдачу сумок на хранение, администрация магазина несет ответственность за оставленные вещи. Хотя работники супермаркетов всячески открещиваются от подобной «миссии», закон - на вашей стороне (в частности, статьи 950-951 Гражданского кодекса). Другое дело, что доказать факт потерянных вещей и их стоимость будет проблематично.
... вас не имеют права обыскивать охранники
На выходе охранник супермаркета может попросить покупателя показать, что в его сумке. Именно попросить, а не требовать. Как замечает Наталья Бородачева, полномочиями обыскивать любое лицо наделены только сотрудники милиции. «Охранники - это наемные работники, они не имеют права вмешиваться в спорные вопросы между кассиром и покупателем, не имеют право составлять акты, приглашать покупателя в отдельную комнату», - отмечает госпожа Наталия.
на длинные очереди можно пожаловаться
Если вас не удовлетворяют большие очереди, или у вас есть другие претензии к качеству работы супермаркета, вы можете обратиться с жалобой (лучше письменного) к менеджеру магазина или директора, сделать соответствующую запись в Книге жалоб отзывов и предложений. Также вы можете с письменным заявлением обратиться в управления и отделов торговли органов местного самоуправления или управлений по вопросам защиты прав потребителей Госпотребстандарта Украины.
* * *
Куда обратиться, если ваши потребительские права нарушены?
Если продавец (изготовитель, исполнитель) нарушил ваши права, то, в зависимости от ситуации, вы можете обратиться:
- Непосредственно к лицу или организации, которая оказывала услугу, с письменным требованием заменить товар или вернуть деньги.
До Госпотребстандарта Украины и его местных отделений.
- Непосредственно в суд (кстати, в этом случае вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины).
- В Совет народных депутатов, его исполнительных органов.
- В местную государственную администрацию.
- В органы и учреждения государственного санитарного надзора Украины.
- В Антимонопольный комитет Украины или его территориальный отдел.
Еще можно оставить соответствующую запись в Книге жалоб и предложений, которая есть в каждом супермаркете - это часто, как ни странно, оказывается действенным способом, ведь контрольные органы также проверяют эти записи потребителей и соответствующие «отчеты» о совершенных мероприятия.
Первая же совет потребителю - всегда сохранять документы, подтверждающие факт купли-продажи. Это могут быть договоры, квитанции, чеки, жетоны, акты выполненных работ и т.п. Именно благодаря этому вы сможете доказать свою правоту. Второй совет - хотя бы раз в жизни полистайте Закон Украины «О защите прав потребителей». С ним можно ознакомиться и в любом магазине - он должен быть в «Уголке потребителя». Там же указаны телефоны и фамилии должностных лиц государственных органов по вопросам защиты прав потребителей, к которым можно обратиться с жалобой.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
- Госпотребстандарт Украины: 03680, г. Киев-150, ул. Горького, 174, тел. 528-56-66. (http://www.dssu.gov.ua - официальный сайт)
- http://www.consumerinfo.org.ua - общественный информационный ресурс, где можно найти профессиональные разъяснения, образцы оформления заявлений.
- http://www.rada.gov.ua (документ 1023-12) - Закон «О защите прав потребителей»
Источник: http://www.umoloda.kiev.ua/