Мысли о поездке в Финляндию появились не сразу. Сперва на чаше весов было два желания – либо едем в теплые страны, либо едем туда, где есть снег. Понемногу идея о снеге стала брать верх. Думали о Болгарии (жена не захотела, т. к. уже там были, но летом), потом подумали о Польше, Словакии… Поехал в знакомое ТА, озвучил мысли о тепле и холоде. Предложили рассмотреть Доминикану и Финляндию, что еще более усугубило выбор. По приезду домой вопрос решился моментально. Одно заветное слово – Санта Клаус, и все, детворе не надо моря, солнца, пальм. Решено, едем в
SPA-отель Levitunturi , который находится в городке Sirkka, который, в свою очередь, находится на 150 км севернее полярного круга. Закипели мозги, началось согласование сроков отпуска (у жены закрытие года на предприятии, у меня чуть попроще), проработка маршрута таким образом, чтобы дети не сильно уставали в дороге. Оформлением документов занималось ТА, нет ни времени, ни возможности, да и не было еще шенгена в паспорте, опасения определенные были.
Маршрут проложили такой:
Днепропетровск – Гомель (одна ночь) – Рига – Таллин – Хельсинки (две ночи) – Оулу (одна ночь) – Сиркка (семь ночей) – Юваскюля (одна ночь) – Вильнюс (одна ночь)– Гомель (одна ночь) – Днепропетровск. По расстоянию получилось 600-700 км в сутки, что для детей не было очень утомительным. Период – с 13 по 28 января 2012 г.
За несколько дней до поездки поехал на СТО, посмотреть машину. Ничего радужного - зашумела коробка, вскрыли, перебрали, но опасения остались. В последний день перед отъездом все же решил не рисковать и попросил у шефа этого пожирателя топлива (зеленую карту пришлось поменять), пожалел об этом поступке только один раз, об этом будет дальше.
День выезда – пятница, 13 января. Ничего дьявольского в нем не было
.
Первой промежуточной точкой был выбран Гомель, гостиница
"Парадиз-отель" . Хоть и находится непосредственно возле железнодорожного вокзала – сказать плохое не могу, все достаточно цивилизованно.
Границу прошли за час и сорок минут, если бы не тормозил при оформлении декларации (не каждый день занимаюсь подобными вещами), прошли бы немного быстрее. В Гомель заехали уже к 8 часам вечера. Очень понравилась праздничное украшение зданий города, почти все дома украшены разноцветными гирляндами, фонариками. Даже трубы котельни и какого-то завода украсили – очень симпатично, весь город в огнях.
Утром пошел снег, хотя дороги достаточно оперативно чистили
Ремонт дороги перед Бобруйском на участке в 50 км сильно снизил скорость передвижения – постоянно висят ограничения, стоит милиция. Пришло время первой заправки, цены, как и качество, очень радуют (рекомендую заправляться именно на этой сети заправок, после заправки на Лукойле загорелся чек).
Цены указывают в белорусских и российских рублях, а также в долларах и евро. Все эти валюты принимают на АЗС, главное чтобы сдача была. В принципе обошелся картой.
Символическое пожелание
Заправил полные баки газа и бензина перед границей с Литвой и вперед. На границе потратили всего полтора часа, наверное выходные сказываются. Литовцы попросили открыть один чемодан (больше нигде не просили). Еще задали несколько раз один и тот же вопрос детям – а ваши ли это родители. Больше никаких заморочек не было. Ждали россиян, стоящих перед нами, задержали минут на 15, пришлось стоять.
Следующее место остановки – Вильнюс,
гостиница "Žemaitės".
Достаточно удобное место для проезжающих транзитом – не надо заезжать в центр города.
Выезд запланирован ранним, т. к. регистрация на паром в Таллине начинается в 16.00, а заканчивается в 17.00 (время отправления 17.30).
Быстро пересекли границу
Т. к. график ограниченный, то времени на осмотр окрестностей хотя бы в пределах маршрута не было. Да еще и детвора, которая еще не совсем понимает, зачем это папа с мамой хотят посмотреть на природу, примечательные здания, достопримечательности.
Подкатили к Рижскому заливу, уже везде лежит хороший слой снега (при выезде из Днепропетровска его вообще не было).
Бывшая граница Латвия-Эстония, сейчас в здании находится ресторан быстрого питания Hesburger – конкурент привычного нам Мака.
Цены в Эстонии уже указывают в евро (в Латвии и Литве евро брать не захотели, только карта либо латы/литы).
К двум часам добрались до пункта назначения – терминал D компании
AO Tallink Grupp
Парковка возле терминала платная и стоит 1 евро в час, рекомендую заехать на территорию терминала и там оставить машину.
Т. к. предоплату делали за Шкоду, а поехали на машинке побольше, необходимо было сделать доплату – тут уже столкнулись с тем, что далеко не все знают русский язык. Доплата составила 62 евро (за туда/обратно).
В терминале
Паром в Стокгольм
А это прибывает наш красавчик.
Нас запустили первыми, удобно – почти первыми же и будем выезжать (поставили на нижней палубе непосредственно перед выездом, если подниматься на палубы выше, то придется ждать).
Пассажиров пока еще не пускают, так что для автолюбителей есть возможность пробежаться по палубам, чтобы можно было бы найти наиболее удобное место, т. к. потом может быть столько людей, что часть народа сидит или лежит возле лестниц.
Интересно пройти на нос, там бар и открывается шикарная панорама. К сожалению, детворе такое было неинтересно, а вот на этой площадке они порезвились вдоволь.
Для утоления голода советую посетить буфет, за 22 евро с взрослого, 14 с подростка (по дороге назад за старшего денег почему-то не взяли) вы получаете шведский стол. Местные и не очень за время пути успевают накидаться пивом до потери пульса. Кроме этого есть еще магазинчики типа дьюти фри, в которых финны тарятся алкоголем под завязку и этим же за время плавания «полируются».
Когда ждали, пока откроют выход на палубу, на которой стоят автомобили, то подошла парочка местных в состоянии том еще – за стены держались.
Два часа и мы в порту Хельсинки.
И на тебе, видать что-то знает финская полиция, сразу за зоной паспортного контроля стоит бригада местной полиции и заставляет дышать в трубочку
.
Гостиница (
Holiday Inn Helsinki West - Ruoholahti) всего в километре от порта, добираемся быстро. Отмечу, в порту идет ремонт, поэтому тетя в навигаторе немного путается. Тут впервые столкнулся с проблемой, которую доставил автомобиль – бесплатная парковка в гостинице предусматривает высоту автомобиля до 2 метров, у меня – 2,45-2,5. На ресепшене послали в торговый центр, который находится напротив – опять не то, максимум 2,3, да еще и развернуться с длиной почти в 6 метров немного неудобно. Поехал искать по округе (15 января - воскресенье), нашел паркинг, парковочных мест 300-400 и на это количество есть всего 4 места, на которых влазит бусик. Выходной день, всего 3 машины стоит на весь паркинг.
На следующий день пришел забрать машину, забит весь паркинг (11 свободных мест), заплатил 17 евро за ночь.
Т. к. поездка планировалась под детей, то поехали по их пожеланиям. Хотели посетить в аквапарк
Serena, но в понедельник он не работал.
Поверил интернету, поехали в развлекательный центр
Flamingo. То ли день такой, то ли мы не такие – обычный торговый центр с небольшим аквапарком и боулингом, не впечатлило.
Поехали по маршруту дальше. Аквариум
SEA LIFE Helsinki находится на территории
Linnanmäki Amusement Park, который работает только летом и на рождественские праздники.
Попали на кормежку скатов, хоть мы и не дошли до большого аквариума, нас пригласил сотрудник, кроме этого сыну разрешили покормить акул и прочую живность – был в восторге
.
Немного фото.
Пираньи
Интересная забава для детей – раскопки
При возвращении на парковку опять проблема – все оте четыре места заняты легковушками. Что делать – не знаю. На свой страх и риск паркую за отелем, там какая-то строительная контора и возле нее парковка. Слава Богу, за ночь бус никуда не утянули.
На следующий день выдвинулись в сторону Оулу – следующая промежуточная точка.
По прибытию решили поужинать. Взяв три порции гарнира с мясом и один суп, заплатили больше ста евро – много не пошикуешь, при этом не сказал бы, что было вкусно и много.
На следующий день должны достичь финальную точку, но делаем небольшой крюк и заезжаем в
зоопарк городка Рануа – самый северный зоопарк мира.
По пути встречаем рай колокольчиков.
Добираемся в зоопарк.
На въезде домик из снега.
После входа в зоопарк можно взять коляску или санки нескольких видов – во-первых легче, а во-вторых можно и с горок спускать детей.
Было совсем «немного» снега
После зоопарка выдвигаемся в сторону Рованиеми и дальше, непосредственно в Сиркку (
Леви).
По дороге встречаются забавные остановки.
Приехали вечером, пошли знакомиться с местностью.
Перед Zero 0.
Все парковки оборудованы розетками
Некоторым они не нужны
Знакомимся со стоимостью проката
И со стоимостью
ски-пасов.
Такой тракторец убирает снег
Хоть мы и никогда не стояли на лыжах, решили попробовать всей семьей. Детям – 8 и 3 года, лыжи, ботинки и шлемы взяли, но в «лыжной школе» дочку учить отказались по причине её малолетства. Отправил жену и сына.
У ребенка получилось
с первого раза. Будто всю жизнь катался.
Решил попробовать и сам
Раз получилось, второй -
почти
Решив, что уже почти стали КМС, а то и мастерами спорта, решил рискнуть и поехал на горку, сын поехал со мной
На удивление,
спустились без падений (правда ребятёнок решил чего-то слезть раньше, чем положено
)
Только через два дня, после того, как на следующий день жена не смогла спуститься с этой горки, да и ребенок упал разок, задался вопросом – а где же катаются дети, почему я их тут не вижу.
Оказалось – это красная горка! Вот так мы вставали на лыжи – на красной горке. Потом нашли и зеленые, и синие, там откатались на ура, единственное, когда ударил мороз (-25), ребенок мерз (руки и ноги), катались мало.
Поднялись на горку.
Двенадцатый час
Ну и самая главная цель поездки – встреча с Сантой (Joulupukki).
Санта Парк уже не работал (работает летом или на рождественские праздники), но
деревня Санты работает всегда, вот её и посетили. Встреча с Сантой – бесплатна, а вот фото и видео стоит денег. Фото по 15-20 евро, флешка с фото и видео вашего посещения Санты – 49 евро.
На почте Санта-Клауса можно отправить письмо кому угодно хоть и сейчас, хоть и на рождество 2012 года.
Линия полярного круга
Два снеговика охраняет подступы к резиденции Санты, пытаемся их подкупить
сообщения объединены
Попали на перерыв – с 13 до 14.00
Воспользовавшись такой «рекламной паузой», решили прокатить детишек на оленях.
Днепропетровск, как и Киев, к сожалению, не указан
В ожидании встречи с Сантой, то радуется, то надутый
Сани Санты
Наконец-то
Вы бы увидели Санту, да еще и русскоговорящего, тоже такими бы стали
По дороге в Леви заезжаем в
Снежную деревню.
Достаточно интересное
место.
Не желаете отужинать?
Рюмки изо льда
На парковке встретили такого нелюбителя убирать снег, лобовое и боковые чистые, и хватит.
Впечатляет зимнее солнце (обед), выше не поднимается
.
В этот же день встретили первых северных оленей, бродящих по лесу.
В Леви жили в
SPA-отеле LEVITUNTURI
Хорошее место, для постояльцев бесплатное посещение аква-парка, тренажерки, детской игровой комнаты, спа-салона, также есть боулинг (вдруг кому-то будет мало лыж и прочих радостей и развлечений).
Есть и открытый бассейн, и джакузи, правда джакузи при температуре ниже -20 не работает.
https://lh4.googleusercontent.com/-
Номер семейный, комнатушка для детей с двухъярусной кроватью, миникухня в виде микроволновки, мойки, холодильника.
Пришло время уезжать. День, на удивление, выдался солнечным, к тому же по пути встретили оленей.
Ночевали в Юваскюле в отеле
Cumulus. Кратко – не впечатлило, гостиница с одной стороны улицы, завтрак – с другой. Номер давно не видел ремонта, батареи холодные.
На следующий день паром отправлялся в 17.30, так что было время еще было. Потратили его на посещение научно-интерактивного центра
»Эврика». Для детей интересно, много кнопочек, ручечек, что-то происходит
.
Этот аппарат делает «именные» монетки, вас фотографируют в профиль и на выходе получаете уникальную монетку.
Учим физику
Несколько видео.
1,
2,
3, [URL =https://picasaweb.google.com/117503425443986066816/Finland#5703888881585150674]4[/URL] [URL="https://picasaweb.google.com/117503425443986066816/Finland#5703889691387919682]5[/URL]
Сенатская площадь, снег не вывозили
По дороге в порт
Дальнейший путь домой прошел без особых происшествий. Единственное, что удивило – тринадцатикилометровая очередь со стороны Беларуси в сторону Литвы, состоящая из одних грузовиков.
Как всегда поражает «лояльное» отношение наших таможенников, да и принцип работы в целом. Почему для жителей EU существует такое понятие как «зеленый коридор», почему есть такой же коридор для жителей таможенного союза (РФ, Беларусь), но почему такого нет для жителей Украины, которые заезжают/выезжают из/в Украины/у? Почему ты должен стоять в очереди вместе со всеми? Почему только ко мне приперлось сразу пять человек – досматривать автомобиль? Просмотрели почти все – кармашки, запаску, под ковры лазили. Почему на всех остальных границах жена, не говоря о детях, даже не выходила из машины – было достаточно увидеть её в окно? Никто не лазил по машине, не смотрел запаску…
Только у нас по приезду домой могут остановить гаишники от нечего делать (тормознули три раза по пути домой). А в той же Латвии остановили и обратили внимание на то, что не горит левая фара, и все, отпустили с миром. Ладно, это так, риторика.
Типа итоги.
С детьми так далеко еще не ездил, поэтому решение ехать на машине было принято исходя из опыта, полученного в поездках меня и жены, без детей. Сейчас думаю, что возможно стоило полететь самолетом и на месте взять автомобиль на пару дней, т. к. то, что хотели увидеть сами – все равно увидеть не смогли, а то, что показали детям, было достаточно близко.
Хотелось увидеть Нордкап (~500 км в одну сторону), не стали утомлять детей. Хотелось увидеть северное сияние, ведь 23 января был мощный выброс на Солнце, но погода подкачала – небо было затянуто тучами, как у подножья, так и наверху.
Стоило ли приезжать в Финляндию? Однозначно стоило. Один полуудивленный, полуобморочный, и, в конце концов, восхищенный взгляд старшего сына в «приемной» Санты стоил этой поездки. А как же не вспомнить становление на лыжи, первое знакомство с северными оленями, первозданной природой, другой культурой.
Приеду ли я еще когда-нибудь сюда? Обязательно, но чуть позже, когда детвора немного подрастет, и мы сможем проехать по кольцу – Финляндия-Норвегия-Швеция.
ЗЫ: автоматические заправки, коих очень много в Финляндии, да и в Прибалтике встречаются, не брали карты без чипа, только наличную денежку.
ЗЫЗЫ: пробег составил всего 6200 км, что много меньше даже поездки в Хорватию (при других вводных
), расходы по топливу составили около 800 евро, максимальная цена на 95 бензин (ну нет 92 там) – 1,679 евро. Средний расход бензин/газ составил 17,2 литра – неплохо для полноприводного трехтонного кракозяблика с сердцем объемом 5,3 литра.
Больше фото -
тут.