Поставил и на свой Тур подогрев передних сидений: комплект Емеля УК2, родная кнопка-регулятор, гигабайты перелопаченного интернета, заказы доп. разъемов, контактов и... обогрев готов. В конце поста прилагаю фото и видео, а также каталожные номера деталей.
Основное, что хотел сохранить - это оригинальную кнопку. Искал долго - новая стоит недешево, б/у просто не мог найти. И вот сложилось как нельзя удачно - нашел на одно из чешских сайтов-разборок (или распродаж) кнопку-регулятор, но увы, они доставлять в Украину не хотели. И тут мой знакомый на майские должен был ехать автопробегом по Европе, в том числе и через Чехию. Дал ему распечатки, явки-пароли, с чешской стороной договорился о приезде (к счастью тамошняя девушка Мартина хорошо владела английским и мы с ней договорились о приезде). В общем в конце мая кнопка была у меня, Емелю же подарили по спец-заказу на работе
До осенне-зимнего сезона было ещё много времени, поэтому я приступил к переделке кнопки. "Переделка" заключалась в том, чтобы вывести на кнопку весь функционал Емели УК2 - отображение индикации режима работы каждого обогревателя. Разобрав кнопку увидел, что места не много, но есть куда влезть с SMD-светодиодами.
Выпаяв лампочку подсветки из кнопки я получил в своем распоряжении небольшое пространство, куда нужно было всунуть 3 светодиода - 2 трехцветных (5050 RGB) для подсветки "колесиков" и т.о. индикации режима работы подогрева сидений, и один SMD 3528 на освещение значка сидения на кнопке ("подсветка"). Трехцветные светодиоды должны были (ну, так и работают) работать в следующем режиме:
красный ( R ) - индикация сильного нагрева (соотв. емелевскому красному)
синий ( B ) - индикация слабого нагрева (соотв. емелевскому зеленому)
зеленый ( G ) - подсветка колесика, когда 2 вышеперечисленные индикатора не работают - см. видео.
Для свего этого было сделано 2 печатных платы - одна для светодиодов (включая схему на 2-х транзисторах для отключения зеленой подсветки "колеса", когда емеля дает свой "свет-индикацию"), а вторая - "усилитель-буфер" питания светодиодов от емелевского контроллера к моим SMD.
Первую плату поставил на место родной лампы подсветки (не без выпиливания щели, выкусывания в передней части пластика - см. фото), а "усилитель" - в центре кнопки под пружинной группой.
Кстати, на плате "усилителя" также стоит схема запуска Емели - как известно, при подаче питания на Емелю при ненулевом значении "нагрева" он не включится, пока руками не изменишь значение нагрева в "+" или "-". Варианты на форумах с использованием реле мне не нравятся, поэтому с сделал такое решение - подавать напряжение (5 В) на подстроечные резисторы не от Емели, а от моей схемы, которая выдает "на гора" 5 В только при запущенном двигателе. А запущенный двигатель - это работающий генератор, который выдает 13,8 В (меньше-больше, но не 12-13В, которые дает аккумулятор). В общем по пороговому напряжению строим "триггер" с гистерезисом и получаем авто запуск нагревателя после запуска двигателя. Да, о замене подстроечного резистора - в Емеле стоят 5 кОм, в родной кнопке - 500 Ом. Менять его не нужно, потому что работает он в режиме потенциометра (делитель напряжения), а создаваемый резистором ток - 10 мА (мизер по сравнению со светодиодами). Единственное - родные подстроечные резисторы стоят симметрично и имеют не симметричную характеристику (один при повороте (по делениям) от 0 до 5, к примеру, выдает на выходе одни напряжения (соотв. каждому уровню), а другой - немного другие. Убирал я эту "несимметричность" включением на "выходе" родных резисторов дополнительных резисторных делителей (методом тестера и подбора), а у одного из потенциометров со стороны "земли" ещё поставил доп. резистор (порядка 47 Ом) - потому как он на делении 1 не выдавал напряжения, достаточного для "запуска" логики Емели.
С кнопкой, конечно, возился долго - переделывал платы, чтобы добиться равномерной подсветки, но результат меня обрадовал. Попутно сообщу, что после установки была сильно заметна разница в подсветке рядом стоящих кнопок подогрева заднего стекла и открытия лючка бензобака - поэтому и в них поменял родные светодиоды на мои (чтобы спектр излучения был одинаковым).
На переделанную кнопку-регулятор я установил разъем (родных у неё контактов - 7 шт, а по моей схеме нужно было 9 - так что покупать родной разъем не пришлось). Сами регуляторы Емели были лишены "головы" (лицевой части) и подстроечных резисторов, их корпуса симметрично склеены и скручены (см. фото) - т.о. получился общий блок подогрева, к которому с одной стороны подключалась кнопка, а с другой - Емелевские провода. Сам блок впоследствии при установке за кнопками был обмотан тонким черным поролоном, чтобы при езде от него не было посторонних звуков.
Попутно были заказаны контакты для предохранителя - поскольку в блоке штатных предохранителей есть место для предохранителя подогрева передних сидений - нужно его использовать (номера - в конце поста). Также, поскольку у меня лежал давно подаренный видеорегистратор, я заказал контакты под мини-предохранитель, который я впоследствии вместе с разводкой проводки обогревателя поставил на место отсутствующего 8-го предохранителя ("Телефон") и т.о. запитал преобразователь питания видеорегистратора через предохранитель 3А, спрятав вам преобразователь под торпедой.
Да, отвлекся... Клеить обогревателя на сидения - боялся. Точнее - снимать оббивку. Но, набравшись силами, в одну из суббот сентября (холодало уже
) вынул водительское сидение и потянул домой на переделку. На самом деле - ничего сложного нет. Для упрощения разборки рекомендую ознакомится с "картинками" из руководства ELSA (если будут запросы - выложу). Фото разборки сидений не делал (извините - когда разбирал не подумал, ну и тем более где-то уже была
статья по Фабии). Единственные моменты установки обогревателей - перед клейкой выбираем 2 пары - они разные. Нужно выбрать так, чтобы провода от обогревателей выходили со стороны замка ремня безопасности. Также я не отсоединял спинку сидения от нижней части - когда нужно было просто складывал/откидывал спинку.
Снимал оббивку со спинки начиная с нижней части (по другому и не получится
). При снятии оббивки со спинки я аккуратно раскрывал двумя "утконосами" (плоскогубцы с узкими кончиками) кольца, которыми оббивка прикреплялась к утопленным в поролоновой части спицами - при обратной сборке я повторно их использовал. Использование пластиковых стяжек (хомутов) я не рекомендую в виду все реже встречающихся хороших "мягких" образцов - они со временем могут пересохнуть и "раскрыться", лопнуть, с общем прекратить выполнять свою функцию. Полностью оббивку я не снимал - дошел до второй поперечной спицы и на ней остановился - потому как уложив вплотную к ней обогреватель его нижняя часть ложится как раз недалеко от "попной" части.
Сидушку разбирал таким же образом, только снимал начиная с передней части. И также, как и со спинкой, - не до конча, а до второй поперечной спицы (кольца с неё я также не снимал).
В общем собрав обратно оббивку, я прикрепил (в этот раз уже пластиковыми стяжками - но хорошего качества
) к нижней раме сидения с учетом того, чтобы при раскладывании спинки провод от её обогревателя не натягивался.
Попутно обратил внимание на красивый белый пластиковый кронштейн для крепления разъемов (у меня на ней стоял только разъем от замка ремня безопасности, но в свободных "гнездах" по задумке как раз и стоят в "оригинале" разъемы от обогревателя и airbag'а). Чуть позднее я посмотрел по ETKA картинки и нашел, что на пассажирском сидении также можно поставить подобный кронштейн (но симметричный). В последствии, найдя также коды самих разъемов "папа" и "мама", а также их контакты, я заказал и этот кронштейн, и сами разъемы. Чтобы довести все до состояния "фен-шуя" и всеобщей красоты - уже само наличие под седушкой не совсем кустарной проводки будет греть... душу
По приезду дозаказанных разъемов и белого кронштейна разъемов на сидение пассажира, я приступил к самому ответственному - прокладке проводки. Накануне вечером я разобрал пластик между сидениями (под ручником и ручкой КПП), снял часть обшивки под торпедой, блока предохранителей (все в соответствии с ELSA и интернетом
, а дома обкрутил все провода от Емели тканевой изолентой - так и безопаснее (доп. изоляция), и красивее.
Дополнительно для прокладки проводки я вынул магнитолу и все кнопки/заглушки на ней - так намного удобнее. Сами провода от блока-регулятора к сидениям я пустил по пути: за центральной частью торпедо ("бородой" - которую я не снимал в виду отсутствия необходимости, сложности снятия (много разбирать) и риска последующих "скрипов"), далее мимо ручки КПП и тут мы не "выходим" проводами к сидушкам, а "ныряем" под оббивку днища и выходим в том же месте, где выходят "оригинальные" провода к сидениям - я начал сперва с водительского сидения, поэтому вышел возле уже существующей гофры, в которой проходили провода от замка ремня безопасности. Для удобства провода я протягивал с помощью пластикового гибкого бельевого шнура - сперва протянул его, а потом, закрепив изолентой провода - протянул. Сперва вытащил возле выхода из-под обшивки днища, а потом уже аналогично с помощью бельевого шнура протянул через гофру (для этого наощупь под оббивкой (он немного поднимается - не бойтесь) проткнул отверткой тряпчатую изоленту. Со стороны выхода я эту изоленту, разумеется, просто размотал. Предварительно перед протягиванием проводки я откусил Емелевские разъемы (на стороне) обогревателя, там где 2 запараллеленных разъема - только очень аккуратно - запаса провода там нет, поэтому откусывать рекомендую сперва прикинув минимально необходимую длину проводов, которую нужно оставить с разъемами - в последствии она будет обжата контактами и установлена под сидением. У меня вышло где-то 10 см.
Со стороны сидения я обжал купленные ножевые контакты типа "папа" на "обрезки" от Емели, собрал корпус разъема (он состоит из 2-х частей - внешне очень похожи, по одна с ключом, а вторая - нет) для обогрева сидения и защелкиванием закрепил в стоящем на водительском сидении белом кронштейне. Контакты под цепь обогрева - широкие, в разъеме под них только 2 места - не перепутаете. Полярность роли не играет. Разве что для "красоты"... По ELSA - 3-й контакт - это минус (зеленый провод), 4-й контакт - плюс (красный провод).
Аналогично проводил провода и на стороне пассажира. Только в виду отсутствия там каких-либо проводов и гофры я поставил свою черную гофру (нашел когда-то обрезок и сохранил "на случай"
Благо, в самой обшивке пола салона соответствующие прорези под проводку имеются.
Да, при установке на место сидений могут возникнуть трудности - в задней части есть 2 распорных ролика и поэтому "всунуть" их в полозъя достаточно трудно. Чтобы не прилагать метод "молотка" я просто сделал следующее - перед установкой на снятом сидении в передней части, предварительно освободив рычаг перемещения сидения "веред" я отодвинул немного на зад центральный опорный блок с двумя шпильками (которые собственно и крепят сидения в передней части к кузову). Потом, при установке сидения я, приложив задние ролики ко входу в полозья приподнял перед сидения - в итоге ролики легко вошли в пространство полозьев, а наклонив обратно перед сидения далее уже попал шпильками в кронштейн кузова и прихватил сидение гайками. Хотите - отодвигайте сидение обратно взад и затягивайте гайки до упора (у меня был хороший удлинитель трещотки - обошёлся им без передвижения сидения).
Далее я подключил Емелевский "двойной" блок управления, попутно сделал (раз уже "полез" в торпеду)
блокировку лючка бензобака и поставил на место кнопки и магнитолу. Также сразу собрал пластиковую обшивку средней части салона.
На следующий день уже приступил к финалу - подключению проводки к электронике автомобиля (не скрою, предварительно подключался крокодилами от автомобильного инвертора и проверил работу всей системы - чтобы потом не разбирать и разбираться, что не так).
Провода от Емели (черные и красные), которые должны идти на массу и реле у меня "закончились" как раз перед рулевым валом - в этом месте есть хорошо заметное место присоединения на массу автомобиля. Там же я и установил реле емели (кстати, пожлобились наши братья-славяне на колодку под это рэле - я для него купил на радиобазаре колодку (вместо обычных обжатых контактов и изолированных термоусадкой).
Питание взял прямо с "шины" - внизу под торпедой есть колодка с пятью (если не ошибаюсь) реле, под которыми есть шина, на которую приходят разного сечения провода - прикручены они гайками - трудно не заметить. На эту самую колодку приходит один толстый провод в красной изоляции - именно он идет с блока предохранителей на аккумуляторе (с предохранителя 110А). Я открутил с него гайку и под неё же подключил ранее обжатый лепесток (под винт М6) с красным проводом сечением 4мм от Емели. Гайку затянул с "разумной" силой, а сам провод повел к блоку предохранителей по пути с остальными проводами. Разумеется отдельно провод не тянул - продумал все провода (вход-выход с предохранителя №44 подогрева, выход с предохранителя №8 под видерегистратор, а также провод для включения нагрузочного рэле Емели - взял с общей стороны предохранителей №5, 6, 7 (питание на них появляется при включении зажигания).
В самой коробке предохранителей нужные провода под предохранители обжал и вставил в соотв. гнезда (предварительно нужно подвысунуть фиолетовые защелки), а "отвод" нужного напряжения запаял и изолировал изолентой. Выходящие с блока предохранителей провода, к сожалению, обмотать изолентой не удалось в виду труднодоступности с изолентой.
Ну, вобщем проверка, сборка облицовки Торпедо, и вуаля...
Номера деталей для "оригинального" соединения проводов под сидением (все заказывал в Экзисте):
1J0 937 546 A - 1 шт - кронштейн корпуса разъема правый (под пассажирское сидение)
1J0 937 713 - 2 шт - корпус разъема "мама" (на сторону проводки от Емели)
1J0 937 714 - 2 шт - корпус разъема "мама" (на сторону проводки от Емели, с ключом)
1J0 937 723 - 2 шт - корпус разъема "папа" (на сидения)
1J0 937 724 - 2 шт - корпус разъема "папа" (на сидения, с ключом)
N 103 191 03 - 4 шт - плоский контакт на сторону обогревателей
N 907 327 03 - 6 шт - плоский контакт на сторону Емели (4 шт на Емелю, 2 - на предохранитель №44 (20А) для подогрева)
3D0 971 838 N - 1 шт - клипса крепления подкапотной проводки (для крепления на стороне пассажира гофры к белому кронштейну - у водителя он уже есть (можно и пластиковой стяжкой, но это ж "оригинал"...
)
Изоленту (2 мотка) покупал в Эпицентре - какая-то импортная, качество - отличное. VAG'овская, ибо, дорогая
Видео
сообщения объединены
И ещё фото:
Вечером скину ещё фотографии самой кнопки-регулятора...