Окончательно подготовленные
базовые масла, называемые также первичными маслами (base oils, base slock, basic grade), являются товаром, как и другие продукты переработки нефти. Нефтеперерабатывающие заводы продают базовые масла фирмам или другим заводам по компаундированию товарных масел.
Основные показатели качества, указываемые в сопровождающих документах:
• знак базового масла, показывающий, из какой нефти оно изготовлено
• плотность
• содержание предельных углеводородов
• компонентный состав
• содержание серы
• другие примеси
• кинематическая вязкость
• индекс вязкости
• температура застывания
На маслосмесительных заводах базовые масла могут смешиваться между собой с целью получения необходимой вязкости, а также к ним добавляются функциональные присадки раздельно или в виде композиций - пакетов присадок. Пакеты присадок состав¬лены с целью получения масла определенного класса.
Маркировка базовых масел. В обозначении базового масла указывается основной их показатель - вязкость, обычно выраженная в универсальных секундах Сейболта (Saybolt Universal Seconds - SUS), например, 70N, 100N, 150N, 500N, 1200N или 100SP, 500SP. 600SP. Некоторые компании в Европе выражают вязкость базовых масел в сСт при темпе¬ратуре 40°С, например, «Shell» обозначает свои базовые масла HVI 60, HVI 95, HVI 160, HVI 650. При сопоставлении этих обозначений 100N соответствует HVI 65, a 500N - HVI 160. «ВР» обозначает свои базовые масла VHVI как НС 4, НС 5 и НС 6, где число означает вязкость масла в сСт при температуре 100°С. Если указываются две груп¬пы цифр, то первая из них означает вязкость масла в сСт при температуре 40°С, а вторая -индекс вязкости, например «ВР» парафиновое базовое масло обозначается как BG650/85 (BG - basic grade - базовое масло).
В нормативных документах и в торговле различают «базовое масло» и «масло - основа».
Базовое масло (base stock) – это компонент – основа товарного смазочного масла, изготовлен отдельным производителем. Обычно базовые масла выпускаются сериями, отличающимися по вязкости, но с одинаковыми другими характеристиками.
Масло – основа (base oil) – базовое масло или смесь базовых масел, служащей основой товарного масла, в которое добавляются присадки.
Для упорядочения компаундирования, взаимозаменяемости и упрощения обязательных контрольных испытаний после замены базовых масел, API создал стандартный классификатор базовых масел и утвердил порядок проведения испытаний, необходимых для присвоения товарным маслам соответствующих классов качества по API согласно «Системе лицензирования и сертификации моторных масел» (API Engine Oil Licensing and Certification System).
Совместимость, смешиваемость и маркировка синтетических масел
Совместимость (miscibility) синтетических масел с минеральными имеет большое практическое значение по нескольким аспектам:
- как возможность создания смешанного масла с улучшенными свойствами;
- как возможность во время эксплуатации автомобиля доливки в картер синтетического масла, когда двигатель заполнен минеральным маслом, и наоборот.
Маркировка
Синтетические масла маркируются символами в соответствии их химическому строению. Одна из наиболее распространённых систем обозначения приведена в стандарте Германии DIN 51 502.
Полусинтетические масла (semisynthetic oils, part synthetic oils)
Так называются минеральные масла, в которые введено более 25% синтетического масла, обычно полиальфаолефинового, или на основе органических сложных полиэфиров. Некоторые фирмы (Kuwait Petroleum) полусинтетическими или гидросинтетическими (hydro synthetic) называют масла глубокого каталитического гидрокрекинга, или масла минерального происхождения, но со значительно изменённой молекулярной структурой.
Масла высокого качества могут вырабатываться при смешении синтетических масел с минеральными или полусинтетическими маслами.
В настоящее время в технической литературе и особенно в списках и каталогах масел появилась новая, упрощённая классификация базовых и товарных масел, подразделяющая их на типы, в зависимости от способа их получения:
- маслами обычной технологии называют масла, полученные путём вакуумнойдистилляции с последующей многостадийной очисткой;
- маслами новой или необычной технологии называют масла, полученные гидрообработкой базовых масел, особенно гидрокрекингом; к этому же типу в немецкой литературе относят полусинтетические полиальфаолефиновые масла;
- синтетическими маслами называют синтетические масла с указанием способа синтеза – полигликолевые, синтетические сложные эфиры и т.д.
Регенерированные масла
Некоторые сорта базового масла вырабатываются из отработанного масла и называются регенерированными. Существует много различных технологических линий регенерации масла, но основные операции остаются теми же самыми, что и при производстве новых базовых масел. Германия является лидером в регенерации отработанных масел, но в основном не из экономических, а из экологических соображений.
Отработанное масло (used oil, waste oil) поставляется на завод по регенерации, где удаляют воду, присадки, продукты окисления и износа, механические и другие примеси и загрязнения. Для этого сначала отгоняются летучие вещества при температуре до 250 ̊С при атмосферном давлении, далее масло обрабатывается серной кислотой и нейтрализуется, затем перегоняется при пониженном давлении, получается 2-3 фракции с разной вязкостью, которые осветляются очисткой глиной или цеолитами. В дальнейшем масла смешиваются для получения необходимой вязкости и вводятся присадки, так же, как и при производстве новых товарных масел.
При тщательном соблюдении соответствующей технологии, качество масла после регенерации мало отличается от качества нового масла. Регенерированное масло является менее стабильным и его приходится чаще менять. Для производства высококачественных товарных масел регенерированное базовое масло не применяется.
Выход регенерированного масла составляет 75-80% от исходного сырья.
сообщения объединены
http://greentime.ru/page.php?lev1=8&lev2=34&lev3=21